Дидактические игры можно использовать почти на каждом уроке, отводя на их проведение 5-10 минут учебного времени. Дидактическую игру можно начинать, когда учащимися усвоен минимум какого-либо материала. Каждая дидактическая игра преследует определенные цели.
Проведение игры с детьми и умелое руководство ею требует большого мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.
Например, в игре «Лучший летчик» учитель заостряет внимание детей на дидактической задаче примерно так: «Вы можете долететь до назначенного пункта при том условии, если правильно произведете расчеты (правильно решите примеры, в которых зашифрован путь полета вашего самолета)».
В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока.
Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, свойства, вычислительного приема. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети решают в игре примеры или задачи, учащиеся, сидящие за столами, показывают либо разрезные цифры, либо сигнальную карточку. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.
В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. Во время проведения соревнования учитель в таблице на доске звездочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой - либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее количество звездочек), учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и получит за ответ звездочку. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать ребенку, допустившему ошибки, что он еще не стал «капитаном» в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры. К разбору ошибок надо привлекать самых слабых учащихся.
Все разработанные и отобранные из существующей литературы игры распределены по разделам программы. Приведем конкретные методические указания по всем разделам программы. С помощью игр мы решаем различные образовательные задачи.
Например, при изучении раздела «Сравнение предметов по различным признакам» в играх дети учатся различать понятия «большой - маленький», «высокий - низкий», «толстый - тонкий» и другие. При изучении этого раздела предусмотрены и такие игры, которые содействуют развитию математической речи учащихся. С помощью игр учитель включает в словарь детей понятия, учит строить простейшие умозаключения.
Успешное овладение многими видами деятельности тесно связано с формированием у учащихся пространственных представлений, с умением определять положение предметов по отношению к себе и свое положение по отношению к различным объектам. Они определяют левую и правую страницу, верхнюю и нижнюю часть листа, проводят линии в указанном направлении и т.д. Поэтому в игровой деятельности дети должны в этом постоянно и систематически упражняться. Этой цели служат игры, где дети на наглядной основе знакомятся с понятиями «слева», «справа», «между», «слева направо», «справа налево», «вверх», «вниз» и т.д. В играх учащиеся определяют свое положение по отношению к предметам, и наоборот. Игра углубляет и систематизирует знания детей.
Для подготовки к изучению нумерации чисел и действий сложения и вычитания в пределах 10 введен раздел «Сравнение групп предметов». В нем дети усваивают способы практического сопоставления элементов; устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно» и преобразуют числовое неравенство в числовое равенство. Например, в игре детей знакомят с приемом образования пар. На магнитной доске или фланереграфе дети прикладывают к каждому ответу, соответствующее выражение.
Особенности и развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи
предметный нарушение речь ребенок Ребенок с нарушениями речевого развития проходит те же стадии развития предметной деятельности, что и нормально развивающийся ребёнок. Однако у детей с нарушениями речи предметная деятельность имеет свои особенности. Исследователи выделяют следующие особенности пре ...
Характеристика общего недоразвития речи как системного
речевого нарушения
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.) в 50- ...
Описание сущности педагогического опыта, условия его использования
В моей профессиональной деятельности мне очень повезло, последние годы я работаю с высокомотивированными, творчески одаренными коллегами и учащимися. В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности я в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогическ ...