Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов.
1 балл – ребенок не может оценить поступки детей.
2 балла – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
4 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Методика «Сюжетные картинки».
Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным нормам, что и в предыдущей методике.
Предварительные замечания. Картинки подобраны таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный.
Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).
Обработка результатов.
1 балл – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
3 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
4 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Мы изучали уровень развития морального поведения у детей дошкольного возраста (старшая группа) г.Казань, посещающих ДОУ № 405. Диагностику морального поведения мы проводили на основе методик «Закончи историю» и «Сюжетные картинки» .
На основе применения данных методик мы оценили уровень культуры поведения, развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения детей.
Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике «Закончи историю» свидетельствует, что у большинства детей (50%) сформированность культуры поведения на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные нормы, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.
Примерные ответы детей звучали образом:
Взрослый: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: «Я тоже хочу поиграть с этой машиной». Тогда Коля ответил… Что ответил Коля?
Сережа: На.
Взрослый: Как поступил Коля?
Сережа: Хорошо.
Взрослый: Почему?
Вычленение первого и
последнего звука из слова
Вычленение первого ударного гласного из слова. Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Можно предложить такие картинки: малыш плачет: (а-а-а); волк воет (у-у-у); болит зуб, завязана щека (о-о-о). При уточ ...
Тематический план и методические рекомендации к проведению практических занятий
Практические занятия чаще всего являются продолжением лекционных форм обучения и служат для осмысления и более глубокого изучения теоретических проблем, а также отработки навыков использования знаний. Практическое занятие даёт студенту возможность проверить, уточнить, систематизировать знания, овла ...
Аскетическая установка
Здесь можно выделить две её основы: первая – отрицательное отношение к половой жизни как таковой, вторая – стремление уберечь ребёнка «до поры» от всяческих соблазнов. У родителей, чаще у матери, в силу различных причин складывается отрицательное отношение к половой жизни. Нередко оно связано с соб ...