Развитие разговорной речи в начальных классах школы глухих на различных уроках

Развитие образования » Развитие разговорной речи глухих учащихся первого класса » Развитие разговорной речи в начальных классах школы глухих на различных уроках

Страница 1

Разговорная речь наиболее интенсивно развивается в связи с деятельностью. Методика же работы по развитию диалогической речи в связи с различными видами деятельности носит общий характер (Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.С., 1980г.). Поэтому, прежде всего остановимся на примере уроков предметно-практического обучения, которые имеют важное значение в развитии разговорной речи.

Реализация деятельного принципа обучения языку наиболее ярко проявляется на уроках предметно-практического обучения. Как считал С.А. Зыков, предметно-практическая деятельность является развивающей одновременно в разных планах. В процессе практической деятельности учащиеся изготавливают различные предметы, что не просто формирует простейшие умения навыки, но и организует общее и речевое развитие глухих детей.

Для развития всех познавательных процессов решающее значение имеет формирование словесной речи глухих детей, что составляет одну из задач уроков ППО (Нестерович Т.В., 1973г.). ППО создает наиболее благоприятные условия для реализации ведущего принципа обучения языку – формирование речи как средства общения в связи с деятельностью. В условиях практической деятельности с предметами, развития общения, формирование речевых навыков происходит в наиболее естественных и мотивированных условиях, когда пользование языком происходит на уроке и становится необходимым. На уроках при разных формах работы – коллективной, парами, бригадами, индивидуальной – создается потребность и необходимость в обращении учащихся к учителю, друг к другу с вопросами, просьбами, заданиями, поручениями. Этому способствует специально организованная коллективная предметно-практическая деятельность учащихся (Зыков С.А., 1977г.).

Развитие диалогической речи на уроках ППО осуществляется по тем же видам речевой коммуникации, которые определены в разделе программы «Развитие разговорной речи». Овладение разговорной речью на уроках ППО начинается наиболее естественным способом с использованием обращений в сочетании с побудительными предложениями, в которых выражаются просьбы совершить определенные действия или выполнить задания.

С самого начала на уроках ППО школьники 1 класса учатся работать не молча, а постоянно сообщать учителю, бригадиру или «маленькому учителю» о каждой выполненной операции и спрашивать разрешение на выполнение следующей. По ходу деятельности они сообщают о своих затруднениях, обращаются за помощью.

Большую трудность для глухих детей представляют вопросительные предложения: они не умеют задавать вопросы и отвечать на них. На уроках ППО часто возникают и легко создаются ситуации, когда появляется потребность в вопросительном предложении.

Например, при распределении работы по изготовлению макета Саша отказывается от предложения бригадира лепить фигурки зверей. Бригадир сообщает учителю: «Саша не хочет лепить фигурки зверей». Учитель: «Узнай у него почему он не хочет лепить». Бригадир обращается к Саше: «Саша, почему ты не хочешь лепить? ». Саша: «Потому что я плохо леплю». Вместе с этим учитель постоянно побуждает учеников спрашивать: «Спроси, как называется; Спроси, что делает; Спроси, у кого есть красный карандаш и т.д.». В таком побуждении, как указывал С.А. Зыков, содержится и вопрос, что облегчает его употребление.

Страницы: 1 2 3 4

Основные тенденции развития алтайской национальной школы в 1946-1958 гг
Летом 1945 г. огромными усилиями педагогов и общественности был организован учет детей школьного возраста, сбор частных пожертвований и отчислений от заработной платы в областной фонд начального всеобуча. В 1946 – 1947 уч. г. Совет Министров и Министерство просвещения РСФСР на обеспечение общедосту ...

Развитие навыков диалогической и монологической речи на уроках развития речи в школе для слабослышащих учащихся
Обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития устной речи (и речи в целом). С одной стороны, овладение лексикой и умениями выражать смысловые отношения является необходимым условием, обеспечивающим возможность развития диалогической речи, а с другой – развитие умения вести диалог с ...

Понятие интереса в педагогике. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении
Проблема интереса очень широко исследуется в современной психолого-педагогической литературе, но, несмотря на это, он остается одной из не до конца изученных категорий. Так, например, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями. Сложность феномена ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru