Выявление сформированности навыков разговорной речи у глухих первоклассников осуществлялось двумя способами: во-первых мы получили интересующую нас информацию из карты наблюдения и во-вторых в ходе выполнения задания.
Использование карты наблюдения.
На каждого ребенка поступающего в нашу школу, с первых дней его пребывания, заводится так называемая КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ (практическое пособие по обследованию неслышащих и слабослышащих детей поступающих в школу). Эта карта, разработанная дефектологами нашей школы, содержит в себе протоколы всестороннего обследования учащегося (последовательность, аналитические сведения, особенности воспитания ребенка, состояние общей, мелкой и речевой риторики, исследование психического состояния ребенка и т.д.). Кроме того, в ней есть раздел «Исследование лексики и грамматического строя речи», включающий и проверку навыков развития разговорной речи. Раздел «Проверка навыков разговорной речи» включает в себя такие разделы как: выполнение поручений с отчетом о выполненном действии, ответы на вопросы и т.д. Наблюдение и заполнение протоколов ведутся на всем протяжении пребывания ребенка в школе (см. приложение 3).
В нашей школе два первых класса, в каждом из которых по четыре человека: 1-А класс – 3 мальчика, 1 девочка; 1-Б класс – 2 мальчика, 2 девочки. Все дети глухие. Успеваемость примерно одинаковая. Подробная характеристика учащихся дана в таблице (см. приложение 4).
Мы определили уровень развития диалогической речи учащихся 1-ого А и 1-ого Б классов (используя данные карты наблюдения, о которых говорилось выше). Результаты получились следующие.
«Октябрь 2002»
Как можно видеть по составленным нами диаграммам выполнения поручений, ответы на вопросы по своему качеству практически совпадают в обоих классах.
Выполнения задания.
Это задание имело целью проанализировать насколько верно и точно учащиеся воспринимают содержание картинки, понимают ее и как выражают увиденное в собственной речи.
На картинке была нарисована девочка, которая собирает грибы (см. приложение 5). На вопрос учителя: - Что делает девочка? ученики вместо ответа: - Девочка собирает грибы. Отвечали – Девочка держит гриб. Девочка стоит. Это говорите о неточном понимании (осмыслении) вопроса. Ребенок видит картинку статично, в буквальном ее значении. Видя мелкие детали, глухой первоклассник не придает должного значения главному. Следовательно уровень сформированности развития разговорной речи не соответствует желаемым результатам.
Известны особенности восприятия изображенного на картинке отразились в самостоятельной речи глухих учащихся.
Данный факт дал нам основание предположить, что содержание высказываний глухих учащихся зависит не только от уровня их речевого развития, но и от специфики восприятия, следовательно чтобы добиться правильной, точной речи учитель должен не только расширять словарный запас учащихся, но и заботиться чтобы наглядные пособия, в частности, максимально отражали окружающий мир, что особенно важно для глухих детей младшего школьного возраста.
Особое место на наш взгляд должны занять «живые» наглядные материалы, которые будут способствовать повышению мотивации в процессе овладения речевыми навыками, заинтересованности.
Также учащимся предлагается описать картину «Дежурные» (см. приложение 6).
Учитель задает вопросы:
- Как называется картина? («Дежурный»)
- Что это? (- Это класс)
- Кто в классе? (- В классе дежурные: Таня, Миша, Оля)
- Что делает Миша? (- Миша подметает пол)
- Что делает Оля? (- Оля поливает цветы)
- Что делает Таня? (- Таня вытирает доску)
Потом следует вопрос, относящийся непосредственно к учащимся:
- Кто сегодня дежурный? (был вчера, будет завтра дежурный?)
- Когда ты будешь дежурный?
- Что ты будешь делать?
В начале нашего эксперимента (октябрь 2002 года) учащиеся 1-А и 1-Б класса справились с этим заданием одинаково. И у тех и у других в описании картины и в ответах на вопросы возникло много одинаковых ошибок и затруднений.
Методика проведения формирующего эксперимента
Для проведения обучающего эксперимента была взята экспериментальная группа старших дошкольников с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 7 лет, ДОУ Компенсирующего вида № 5 в городе Усолье-Сибирское. Занятия проводились на основе принципов систематичности, последовательности, индивидуал ...
Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка
Метод проектов возник еще в начале прошлого века, когда умы педагогов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка с целью научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике, т.е. ...
Особенности развития коммуникативной деятельности у
детей с ОНР
Проблема изучения развития диалогической речи у детей не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и ...