Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка (В.А. Сухомлинский).
Во второй половине 20 в. выдающимся психологом Л. С. Выготским было доказано, что в каждом ребенке заложены задатки творчества с рождения. По его мнению: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [18]. Таким образом, творчество на деле существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются уже в самом раннем детстве. Поэтому в настоящее время один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей.
Творческие способности – основа творчества. В.Н. Дружинин определяет творческие способности как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [12]. В.В. Давыдов в педагогической энциклопедии (том 1) описывает «творческие способности» как « .комплексные возможности в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов» [24]. В данной курсовой работе более уместным будет понятие, в котором «творческие способности» представляют собой возможности в совершении практической или теоретической деятельности человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты) [4].
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев творчества в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: в речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других (Т. Г. Комарова, Р. Г. Казакова, Н. А. Витлугина и др.) [14]. Так, О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творчества у дошкольников относит:
1) Оригинальность выполнения детьми творческих задач.
2) Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других. [10,11,12]
Выготский Л.С. и Кабалевский Д. указывают в качестве основного критерия творчества человека – воображение. Творчество обеспечивается развивающимся воображением [8].
А.Г. Маклаков приводит следующее определение воображения: "Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [32]. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта [31]. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии [10,47].
Комбинация знакомых ребенку элементов представляет уже нечто новое, творческое, принадлежащее самому ребенку, а не просто воспроизводящее то, что ребенок имел случай наблюдать или видеть. Вот это умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества. Творчество существует везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Чтобы создать что-то новое, необходимы такие умения, как:
- наблюдательность
-умение сравнивать
- анализировать
- комбинировать
Если ребенок это умеет, у него есть творческие способности. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. (Б. П. Никитин) [45].
Классификация моделей социально-педагогического управления
Вопрос о моделях управления — один из самых актуальных. В самом деле, абсолютное большинство управленцев связывают свои или чужие успехи с определенной моделью управления. Представляются интересными и полезными попытки различных зарубежных и отечественных авторов дать описание, показать характерные ...
Особенности военно-патриотического воспитания с
молодежью 14-18 лет с использованием средств физической культуры
Цель исследования: изучить особенности военно-патриотического воспитания с молодежью 14-18 лет с использованием средств физической культуры. Экспериментальное исследование проводилось в МОУ СОШ № 323 г. Тюмени. В исследование приняли участие дети 14-18 лет, в общем количестве 6 человек. Задачи эксп ...
Понятие и классификация межпредметных связей
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории "межпредметные связи", существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов ...