Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством

Развитие образования » Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством

Актуальность избранной темы объясняется тем, что развитие творческих способностей ребенка необходимо для воспитания полноценной зрелой личности. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. именно они определяют прогресс человечества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, по мнению Л.С. Выготского именно этот возраст является сенситивным для развития и формирования творческой личности. Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их общего развития. Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной взаимосвязи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием, дети имеющие задержку психического развития отличаются отставанием в развитии и несформированности всех этих компонентов, что доказано исследованиями многих авторов (Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой, С. Г. Шевченко, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, Л. В. Кузнецовой и др.)

Одно из направлений, которое способствует комплексному развитию дошкольников с задержкой психического развития – это изобразительная деятельность. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению - память.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать работу, находить и исправлять ошибки, планировать деятельность, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы (Р.Г. Казакова, В.Б. Косминская и др.).

В России проблему творчества как фактора развития личности ребенка в последние десятилетия рассматривали Н.А. Ветлугина, Л.Г. Дмитриева, А.Н. Зимина и др. а занятиях коррекционной ритмики44Однако в педагогике вопросы, непосредственно связанные с определением влияния нетрадиционных техник рисования в процессе изодеятельности на развитие творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития, недостаточно разработаны.

Практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

Цель данного исследования: изучить возможности формирования творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности.

Задачи исследования:

Проанализировать теоретические основы формирования творческих способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития в психолого-педагогической и специальной литературе.

Выявить особенности сформированности творческих способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Подобрать содержание занятий по изобразительной деятельности и апробировать на практике методику их проведения для формирования творческих способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Объект исследования: формирование творческих способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе изодеятельности.

Предмет исследования: творческие способности старших дошкольников с задержкой психического развития.

Методы исследования:

1. изучение, анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. педагогическое наблюдение с целью получения сведений о психолого-педагогическом развитии старших дошкольников с задержкой психического развития;

3. беседа с педагогическим персоналом с целью выявления характерных особенностей физического, психического и творческого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;

4. педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий)

5. методы математической статистики и обработки данных.

База исследования: Обследование проводилось на базе ДОУ Компенситующего вида № 5 в городе Усолье-Сибирское. Были взяты дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в количестве 20 человек.

Понятие социально-правовой защиты детства
Проанализировав работы различных авторов, занимавшихся исследованием социально-правовой защиты детства, мы пришли к выводу, что социально-правовая защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающу ...

Факторы, влияющие на неуспеваемость учащихся младшего школьного возраста
В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина или фактор, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при от ...

Методы воспитания
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикоснове ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru