Второй этап в развитии воображения — возраст 4—5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать. Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогических воздействий связано то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. К 4—5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребенок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты.[38]
Третий этап в развитии воображения дошкольника — возраст 6—7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и деятельностей и получает свободу в оперировании ими. Он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. Творчество ребенка, особенно в этом возрасте, часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создается на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. [33]. Возможности использования при создании идей продуктов воображения именно так построенного образа обеспечивают вариативность решения задач, что и перестраивает, направляет процесс воображения в сторону поиска, выбора оптимального решения. Совершенно очевидно, что такой поиск присутствует и в развитом творческом процессе взрослого человека. Слово может успешно включаться в процесс порождения оригинальной идеи в том случае, когда за ним не стоит жестко определенное представление или узкий круг обобщений. Здесь также впервые появляется цеплостное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае воображения — план разворачивания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения.[11]
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Общественные мотивы в мотивационной сфере дошкольника
Мотивационная сфера - это сложное образование. Мотивы различаются по уровню произвольности. Например, малыш побуждается непосредственными мотивами. Или это органические потребности, или различного рода непосредственные интересы, которые непроизвольно заставляют его действовать. В дальнейшем ребенок ...
Преимущество деятельностного метода обучения Петерсон Л.Г
Основателем деятельностного метода является Петерсон Людмила Георгиевна, российский педагог, доктор педагогических наук, директор центра «Школа 2000». Научной психолого-педагогической базой работы Центра является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000 .», получившая в последние го ...
Наглядность в обучении праву
Еще в XVII в. известный чешский педагог Ян Коменский (1592—1670) доказал, что в процессе обучения большую роль играет так называемый принцип наглядности, который позволяет ребенку быстрее запомнить и понять даже самое сложное явление. Он писал: «Начало познаний необходимо всегда вытекает из ощущени ...