Организация и содержание констатирующего эксперимента

Страница 1

С целью выявления уровня сформированности творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития нами был проведен констатирующий эксперимент на ДОУ Компенсирующего вида № 5 в городе Усолье-Сибирское. В эксперименте участвовало 15 детей с задержкой психического развития, посещающих группы компенсирующего вида, в возрасте 5-6 лет. Все дети воспитываются в семьях.

В ходе исследования были анализированы анамнестические данные детей. У всех испытуемых поставлен диагноз «смешанные специфические расстройства психики» и ОНР I либо II уровня. В анамнезе 60% обследованных детей отмечается патология беременности и родов, у 50% детей до года выявлено отставание в физическом развитии, 40 % от общего числа обследованных дошкольников - соматически ослабленные и часто болеющие дети Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность. Наблюдается ограниченность объема запоминаемого материала, быстрая потеря информации. Детям сложно оперировать запоминаемым материалом, преобразовывать его при воспроизведении. Характерны нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, недоразвитие тонких моторных актов, наличие синкенезий, истощаемости. движения некоторых детей характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Один ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими. Наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, неадекватная самооценка, неравномерность в формировании мотивационной стороны деятельности.

Процедура проведения: Эксперимент проводился в группе данного учреждения, т.е. в знакомом детям помещении. Время проведения обследования было подобрано удачно - после сон-часа, во второй половине дня, т.е. дети, были отдохнувшие, что положительно повлияло на их работоспособность.

Помимо этого, было организовано наблюдение за детьми в свободной (на прогулке) и специально организованной ( лепка, изобразительная деятельность) деятельности. В ходе, которого были отмечены такие качества психических процессов как, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, и такие качества личности как, застенчивость, замкнутость, зажатость или излишняя расторможенность, неуверенность в себе и проблемы в общении и взаимодействии с другими детьми. В ходе исследования была составлена схема обследования творческих способностей старших дошкольников с задержкой психического развития, которая состояла из 3-х заданий разной степени сложности. Результаты обследования заносились в таблицу.

Эксперимент проходил в один этап. Все задания предъявлялись индивидуально. В качестве экспериментального материала были взяты методики, адаптированные, согласно возрастной категории:

Задание №1 тест «Свободный рисунок», предложенный авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной (1995 г.), Л.Ю. Субботиной (1996 г.)

Направлен на определение уровня развития творческого воображения

Материал: лист бумаги, набор фломастеров.

Инструкция: « Придумай и нарисуй что-нибудь необычное»

На выполнение задания отводилось 4 минуты.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

Страницы: 1 2 3 4 5

Направления воспитательной работы
Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю­дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер­но проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы ил ...

Уровни профессиональной компетентности и духовности специалиста культуры
Профессиональные умения основываются на знаниях. Знания, в том числе профессиональные знания классифицируются по разным основаниям: - по уровням обобщения (В.П. Беспалько, А.М. Новиков): 1. Непосредственные (чувственные, образные) знания на уровне восприятий и представлений. 2. Феноменологические, ...

Классификации нарушений слуха
В основу ряда классификаций нарушений слуха положены различные факторы. Одной из наиболее распространенных в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями слуха является классификация Л.В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru