Для проведения обучающего эксперимента была взята экспериментальная группа старших дошкольников с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 7 лет, ДОУ Компенсирующего вида № 5 в городе Усолье-Сибирское.
Занятия проводились на основе принципов систематичности, последовательности, индивидуального и дифференцированного подхода, с учетом возрастных, психомоторных, двигательных, психологических особенностей детей, от простого к сложному.
За основу была взята структура занятий по изобразительной деятельности, предложенная И.А. Грошенковым [], которая, включает вводную, основную и заключительную части. Занятия проводились во второй половине дня, два раза в неделю, в течении трех месяцев (март, апрель, май).
В процессе обучения в качестве основных использовались следующие методы:
Наглядные методы:
- показ способов действия с инструментами и материалами.
Словесные методы:
- анализ выполненных работ;
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы).
Практические методы:
- обучение способам нетрадиционного изображения;
- индивидуальный подход к детям с ЗПР с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;
Игровые методы:
- сюрпризные моменты, игровые ситуации;
- пальчиковые игры, динамические упражнения, дидактические игры.(т.к. этот специально организованный вид деятельности дошкольника в ходе которого решаются образовательные задачи и приобретаются определенные умения и навыки).
Наш эксперимент состоял из трех этапов:
Подготовительный этап формирующего эксперимента заключался в подборе материала для составления планов-конспектов для проведения занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников с ЗПР. При подборе материала учитывались особенности развития и уровни сформированности творческих способностей у изучаемой категории детей. Нами был составлен календарно-тематический план (приложение 2), которым мы руководствовались в ходе всего эксперимента.
Основной этап обучающего эксперимента –проведение занятий по изобразительной деятельности с целью формирования творческих способностей. В состав входили два блока:
Занятия по развитию наблюдательности, умению анализировать и сравнивать.
Занятия по развитию фантазии, творческого воображения словесного творчества, обогащения эмоционально волевой сферы.
Заключительный этап обучающего эксперимента – анализ результатов.
За основу была взята программа Шевченко. Структура занятий: вводная, основная и заключительная части. Основные методы: беседа, наблюдение, практические действия.
Основной этап формирующего эксперимента был разделен на два периода, продолжительность каждого полтора месяца.
Большое значение для организации коррекционно-педагогической работы по развитию рисования нетрадиционными техниками изображения имеет создание развивающей среды На занятиях по изобразительной деятельности мы рекомендуем использовать музыкальные произведения, поэтому в группе должен быть CD с музыкой различного характера, настроения. При проведении занятий необходимо соблюдать ряд гигиенических правил: помещение должно быть достаточно освещено, спектр излучения искусственных источников приближен к спектру дневного света. Следует следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную осанку. На занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи: учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;
ознакомить с нетрадиционными техниками изображения;
учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного изображения;
учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;
учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;
развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;
Идея синергетического подхода
Основная задача синергетики, как научного направления (возникло в середине 70-х годов 20-го столетия), состоит в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в тотемах самой разной природы. Изучение объекта в динамике - характерная особенность синергетики. Сине ...
Изучение уровня развития
волевых качеств у младших школьников
Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах , но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах. Для формир ...
Методика проведения обобщающих уроков
Обобщающий урок физики - это целостная система, состав и структура компонентов которой отличаются от всех других видов и типов уроков. Во-первых, целью обобщающего урока является обобщение знаний учащихся. На таком уроке элементы знания определенной темы или раздела курса физики должны быть предста ...