История развития педагогической практики и теории на протяжении длительного периода показывает, что содержание воспитания гражданственности постоянно менялось, следуя за изменениями, происходящими в обществе, содержании образования. Изменения касались содержания и методики воспитания гражданственности.
В доперестроечный период понятие гражданственности девальвировалось в результате неумеренного и частого пустопорожнего употребления. Сейчас, когда постепенно набирает силу демократия и права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить перед обществом и образовательными учреждениями в качестве приоритетной цели -воспитание гражданственности у старшеклассников.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения. Становление гражданственности как интегративного качества личности определяется объективными закономерностями развития общества, особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры в нем, субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций. Многие исследователи проблему воспитания гражданственности у учащихся рассматривают в тесной связи с формированием нравственности. «Правомерность такого подхода очевидна, так как человек, соответствующий каким-либо идеалам высокого порядка, безусловно, должен обладать такими качествами. Ненравственными не могут быть, в конечном счете, и гражданские качества личности». Эти слова запечатлены в конституции РК. Кроме того, «Закон об образовании РК», так же включает пункты о необходимости воспитания патриотизма и гражданственности среди школьников.
На сегодняшний день в нашем обществе, особенно, среди молодого поколения, ощущается дефицит нравственности. Школа больше внимания уделяет нравственному просвещению учащихся, нежели воспитанию нравственных чувств и действий. В результате, как показывают наблюдения, анализ школьной практики, материалы анкетирования, у значительной части учащихся не сформированы эмпатические реакции: способность сочувствия и сопереживания другим людям.
Традиционные формы и методы работы учителя не могут привести к желаемым результатам, необходимо пересмотреть теоретико-методологические подходы к воспитанию гражданственности у подрастающего поколения, попытаться осознать имеющийся в историческом аспекте социальный и педагогический опыт, раскрыть перспективы и найти новые формы работы. «Воспитание юного гражданина - процесс целостный, сложный. Его нельзя подменять одним нравственным просветительством. Нельзя воспитать человека, влияя только на его сознание. Полноценное воспитание возможно на основе единства мысли и действия, убеждения и поступка, сознания и поведения.
Гражданственность личности, как возможная цель воспитания, имеет ряд преимуществ. В любом государстве воспитание гражданина является приоритетной целью общества.
Условия, в которых сегодня находится российское общество. В целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:
- в настоящее время Казахстан переживает духовный кризис. Вслед за распадом коммунистических ценностей поставлен под вопрос и ее либеральная альтернатива;
Связь интеллектуальных процессов личности с воображением
Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она прос ...
Актуальность воспитания гражданского самосознания в современном Казахстане
История развития педагогической практики и теории на протяжении длительного периода показывает, что содержание воспитания гражданственности постоянно менялось, следуя за изменениями, происходящими в обществе, содержании образования. Изменения касались содержания и методики воспитания гражданственно ...
Специфика проведения сочинений разных видов
сочинение изложение воспитательный начальный Согласно программе обучение сочинениям в начальной национальной школе предусматривается в III и IV классах. В III классе предусматривается умение писать сочинение в 40–50 слов описательного характера по данному учителем или коллективно составленному план ...