Для практического исследования нашей работы мы выбрали СШ № 2 г. Костанай, в которой с 2005 проводится программа по воспитанию гражданского самосознания младших школьников.
В
сентябре 2005 года набрали первый класс. По данным психологической службы в основном дети среднего уровня обучаемости, проявляли коммуникативные и организаторские способности. Руководством школы была поставлена цель: за четыре года подготовить воспитанников к краеведческой работе. По выпуску из четвертого класса ученики должны были продолжить дело выпускников и стать краеведами школьных музеев. Таким образом, направление гражданско-патриотического воспитания обучающихся класса стало приоритетным.
В связи с этим решала ряд задач:
• Учителя изучили накопленный опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).
• Так же изучалась нормативно-правовую базу и программное обеспечение по данному направлению.
• В Плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделялось формам и методам гражданско-патриотического воспитания.
В воспитательной деятельности классного коллектива определились не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и, формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов школьных музеев.
Для качественной реализации данных задач важно было комплексно объединить усилия классного руководителя, учителя, родителей и самих обучающихся. Работу по воспитанию гражданских и патриотических качеств у своих воспитанников можно разделить на два цикла: «Мы вместе» (1-2 классы) и «Я - гражданин Казахстан» (3-4 классы).
За первых два года ребята узнали много интересного о членах своих семей, о профессиях родителей, о самих себе, о своих товарищах и людях, которых видят ежедневно. Ученики стали понимать, что историю делают не абстрактные люди, а те, которые живут и работают рядом. Это и учителя, которые в детском возрасте встретили войну, видели немцев, и рассказали ребятам, как им приходилось в детстве учиться и одновременно много работать.
Ключевыми мероприятиями первого цикла стали вечер встречи «Моя семья», праздничная программа «Рождественские семейные посиделки», «В каждом ребенке - солнце».
Воспитанию у детей таких качеств как честность, доброта, милосердие, толерантность способствовали часы общения: «Что такое честность», «Школа вежливых наук», «Будем терпимы друг другу», «Жизнь дана на добрые дела», а также беседы и диспуты с чтением художественной литературы по тематическим циклам: «О товариществе и дружбе», «Один за всех и все за одного», «Верность слову и обещаниям».
После проведенных мероприятий было проведено исследование, в котором было определено насколько повысился уровень самосознания у школьников.
Оценки проводились по следующим параметрам:
1. Знание республиканских символов.
2. Умение рассказать об истории своей Родины.
3. Понимание патриотизма и гражданственности.
4. Понимание слово долг и гражданские обязанности.
В таблице 1 отражены результаты исследования.
Таблица 1 – Оценка результатов исследования
№ вопроса |
Количество опрошенных детей |
На сколько процентов ответили на вопрос |
1 |
30 |
75% |
2 |
30 |
30% |
3 |
30 |
62% |
4 |
30 |
68% |
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда р ...
Воображение как фактор системы музыкального восприятия
В исполнительской и педагогической практике уже давно установилось представление о музыкальности как главном свойстве специфической одаренности. Выступая как доминирующее свойство личности, музыкальность существенно влияет на поведение, интересы, склонности – все стороны психической деятельности ин ...
Характеристика неуспеваемости в учебном процессе
В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы [5,13]. Дубровина И.В. трактует неуспеваемость как не ...