При подготовке к свободному пересказу рассказа М. Пришвина "Ребята и утята" выборка основных мыслей является очевидной опорой: утка ведет детей к озеру. Ребята напали на малышей. Прохожий пристыдил мальчиков. Ребята с радостью возвратили матери ее детей. Все пожелали семейке счастливого пути.
Вдумчивость чтения в этой работе можно повысить, предложив ученикам самим задать вопрос к содержанию отрывка. Мне приходилось слышать от учащихся трехлетней школы такие вопросы: "Почему утка повела их длинной дорогой? Почему ребята послушались чужого человека? Почему пожелание "счастливого пути" было очень нужным?" В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к писателю, постепенно накапливая материал для пересказа. Пересказы лучше проводить по частям: по выбору учеником понравившейся части рассказа с опорой на основную мысль выбранной части.
Это упражнение — лишь одно из весьма перспективных для подготовки к будущим занятиям по учебным книгам и для внеклассного чтения научно-популярной литературы.
Однако не следует применять это упражнение (оно имеет тренировочный характер) при чтении произведений динамичным сюжетом. Нельзя искусственно тормозить живой интерес читателя, напряженно следящего за развитием событий, за судьбой героя. Чтение рассказов с сильной эмоциональной окраской, вызывающих у читателей глубокие нравственные переживания, также должно давать целостное восприятие, не нарушаемое ничем до проведения обмена мыслями и чувствами в коллективном обсуждении.
Хочу привлечь внимание учителя еще к одному виду учебного труда, пока еще мало практикуемому, — обучать детей ставить в связи с прочитанным свои вопросы учителю, товарищам, себе.
В учебнике вопросы и задания даны без системы, использовать их подряд нельзя. Выборку их делает учитель. Но желательно обучать детей со II класса пользоваться ими. Уже на с. 4 дети находят добавление к стихотворению, напечатанное иным шрифтом. "Как вы догадались, что это вопросы? Эти вопросы для вас, ребята. Можем ли мы ответить на вопрос, не прочитав стихотворение? Значит, будем читать, чтобы найти ответ", — говорит учитель. С 5 лет дети встречаются уже и с заданием, и короткая беседа убеждает детей в необходимости работать по учебнику. Они приучаются не бездумно пользоваться этим разделом, а относиться к нему взыскательно.
Если встречаются вопросы для глубокого анализа содержания, мы коллективно решаем, когда можно их выяснить, какая подготовка потребуется.
В зависимости от развития учащихся и от характера произведения учитель найдет еще немало возможностей активизировать вдумчивое чтение. Однако такая практика не должна допускать вопросы "вымученные", "пустопорожние": вопрос ученика полезен только как проявление потребности что-то для себя выяснить. Будем пресекать нездоровые стремления "выскочить", но, с другой стороны, поощрять искренний и нужный вопрос и наглядно использовать его в классе.
Для организации учебного труда во II—IV классах полезно иногда обращаться к методическому аппарату учебника. Вопросы и задания в нем предназначены для ученика, в первую очередь, для самостоятельного их применения: одни вопросы и задания для первичного осмысления сюжета, для самопроверки, другие имеют аналитико-синтетическую направленность и ведут к выявлению идейного смысла. Задания предполагают самостоятельную работу над текстом или речевую деятельность учащихся.
Приучаются дети и вдумчиво относиться к заданиям учебника, к какому готовиться отдельно, что сделать лучше сообща, вместе составляя измененный план или проводя анализ языка.
К рассказу можно детям предложить несколько заданий: нарисовать картинки, рассказать о прочитанном и т. п. Показать примеры, что в организацию деятельности при чтении умение детей пользоваться учебником также вносит осмысленность и разнообразие.
Заинтересованность детей в каждом рабочем моменте зависит, в первую очередь, от ясности поставленных перед уроком целей и, следовательно, от рационального выбора занятий для их достижения. Обычно урок имеет две основные цели.
Первая и важнейшая — продвижение детей на пути нравственного развития. Вторая — усвоение ими приемов работы с книгой и образование определенных навыков. Работа над умениями и навыками практически бесконечна. Но, выполняя программные требования, мы для каждого урока ставим на первый план скромную, ясную цель: усовершенствовать умение делить текст; познакомить с приемами подготовки сжатого пересказа; обучить нахождению доказательств выделенной мысли; повысить качество определенного вида речевой деятельности и т. д. В этой работе возможна последовательность и преемственность.
Задачи, содержание, формы и методы подготовки
старшеклассников к исследовательской деятельности
В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, термин «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с п ...
Роль разговорной речи в общем развитии, обучении и воспитании глухих детей
Чтобы определить роль развития разговорной речи для учащихся 1-ого класса рассмотрим как освещены проблемы развития речи, в том числе и разговорной, в сурдрпедагогике и сурдопсихологии. Диалогическая, или разговорная, речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями м ...
Творческая деятельность школьников на уроках информатики. Развитие
творческой активности
В данном параграфе проведен анализ компонентов творческой деятельности учащихся на уроках информатики. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не тол ...