Развитие предметной деятельности у детей

Страница 3

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: «что это?» – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: «что с этим можно делать?» Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим их количеством, вовлекая предметы в свою деятельность.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий.

В предметной деятельности ребенок овладевает знаниями об окружающем мире. Сначала содержанием этой деятельности являются предметы ближайшего окружения – своего дома, двора, а потом мир значительно расширяется – улица, парк, детский сад и т.п. К четырем – четырем с половиной годам ребенок уже ориентируется в окружающих предметах, знает их качества, назначение, способы использования.

Предметная деятельность создает благоприятные условия для развития всех познавательных процессов ребенка: приучает его быть внимательным к вещам, целенаправленно их рассматривать (воспринимать); в действиях с предметами развивается практическое (наглядно-действенное) мышление ребенка; он учится называть разнообразные свойства предметов и их функции – это обогащает его лексику; свои впечатления от предметов ребенок запоминает, делится ими с родителями и ровесниками – это развивает его речь.

Важной чертой предметной деятельности является и то, что она формирует другие виды деятельности, и среди них особое значение для умственного развития имеют так называемые продуктивные деятельности. К ним относятся: детский труд, изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование, строительство и т.п.

Опыт ориентировки в предметном окружении является той основой, на которой возникает и развивается наиболее интересная для ребенка и вместе с тем наиболее сложная по богатству содержания и форм деятельность – игра, являющаяся средством обогащения и углубления впечатлений и представлений ребенка об окружающей действительности, а также средством усвоения опыта социальных отношений.

Таким образом, предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Овладение действиями с предметами в дошкольном детстве продолжается. В предметной деятельности ребенок овладевает знаниями об окружающем мире. Предметная деятельность создает благоприятные условия для развития всех познавательных процессов ребенка. Она формирует другие виды деятельности, среди которых особое значение для умственного развития имеют так называемые продуктивные деятельности. Опыт ориентировки в предметном окружении является той основой, на которой возникает и развивается игра.

Страницы: 1 2 3 

Возрастные особенности старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте выделяется 2 формы внеситуативного общения – познавательная и личностная. [41 с-10] В первой половине дошкольного возраста (3–5 лет) появляется познавательная форма внеситуативного общения ребенка со взрослым. Он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Поэтому дете ...

Развитие детей в возрасте 5-7 лет
Для развития детей шестого и седьмого года жизниспециалисты рекомендуют использовать такие методы и средства, как игровая деятельность; физическая нагрузка и упражнения; использование конструктировов и проектирование моделей. Естественно, при планировании упражнений для детей такого возраста задани ...

Формы тестовых заданий
В современной тестологии (Аванесов В.С., Челышкова М.Б., Майоров А.Н. и др.) различают 4 типа заданий в тестовой форме: задания на выбор одного или нескольких правильных ответов, задания в открытой форме или на дополнение, задания на установление правильной последовательности и задания на установле ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru