В моей профессиональной деятельности мне очень повезло, последние годы я работаю с высокомотивированными, творчески одаренными коллегами и учащимися. В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности я в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогических исследований выделила несколько главных направлений работы с одаренными детьми (см. рисунок 1).
Первые шаги к высокомотивированному ученику, к отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке. Первоначальная моя задача состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, увидеть в маленьком 12-летнем ребенке желание творить, искать, трудиться над непознанным для него явлением.
Основная работа проводиться совместно с психологом школы, с классным руководителем и конечно очень хорошо, когда нас поддерживают в этом и с нами сотрудничают родители детей. На начальном этапе педагог-психолог школы Хандогая Н.А. проводит диагностику учащихся, уровня их невербального интеллекта. Пример. Я стараюсь обсудить результаты диагностирования с педагогами-психологами и обратить особое внимание на действительно выделяющихся ребят. Иногда в моей практике ребенок может не проявлять себя ни чем до начала изучения физики, а потом раскрывается с удивительной необычной стороны, он не филолог, он не математик, он – физик. К таким детям необходимо применять личностно-ориентированный подход. На уроках я им предлагаю особые задания, которые не просто сложнее, чем у остальных, а оригинальнее, актуальнее, ближе к жизни. Для таких учеников я подбираю домашнее задание различных видов. Эти ребята активно участвуют в проведении декад по физике. Каждый год я провожу урок «Физика в простых опытах» для учащихся 6 классов. Детям предлагается оценить и описать различные объяснения экспериментов. Иногда такие обсуждения принимают характер настоящих творческих дискуссий, заметно как резко изменяется рабочая атмосфера на уроке, заинтересованнее становятся ученики, даже те, кто раньше был равнодушным к изучению физики.
Рисунок 1. Путь к научной деятельности
Исследовательская работа
Научно-исследовательской работой с учащимися я стала заниматься пять лет назад. При этом перед собой я ставила следующие задачи:
Выявление одаренных детей.
Самореализация детей и учителя.
Вовлечение детей в исследовательскую деятельность.
В моей работе за этот промежуток времени можно выделить несколько этапов.
1 этап – подготовительный, занимает от 2 года.
Первоначально я стремилась создать необходимую обстановку для обеспечения творческой работы учеников 6–8 классов над интересными экспериментальными заданиями. На первый взгляд – это простой этап, позволяющий выявить и объединить в группу детей, занимающихся в факультативе «Юный исследователь». Наблюдения показали, что эти школьники умеют:
свободно мыслить;
имеют очень высокую мотивацию;
достойную подготовку по предметам математика и физика;
самое главное – эти дети умеют видеть, наблюдать и подмечать особенности окружающего мира.
На этом этапе я предлагаю учащимся следующие темы простейших экспериментальных работ и опытов:
6 -7 класс
Измерить толщину тонких пластин алюминия.
Как можно определить с помощью весов и полоски миллиметровой бумаги площадь тела неправильной формы.
Как с помощью рычага и полоски миллиметровой бумаги найти приблизительное значение плотности жидкости.
Исследовать, как изменяется сила трения покоя от формы тела, от рода вещества.
8 класс
Провести серию экспериментов, которые доказывают, что испарение зависит от многих внешних факторов. Разработать план исследования.
Выяснить, как температура влияет на процесс конденсации воды.
Исследование сопротивления проводника.
Этот этап не приносит дипломов и мест, но без его нет будущей научно-практической деятельности. Все ребята, которые в дальнейшем занялись реальными научными проектами – Назаров Сергей, Луговский Михаил, Осипов Алексей – очень активно работали над этими вопросами в школе начиная с 13 лет.
2 этап – подготовка самостоятельных работ для НПК
По мере привлечения более старших учащихся 8–11 классов уровень рассматриваемых вопросов становился более серьезный, и порождаются вопросы и проблемы связанные с детальным осмыслением абсолютно неизвестного и неописанного процесса – работа 2008/2009 у.г. касалась мало описанного явления, связанного со звуковым давлением.
В своей деятельности мы придерживаемся следующей схемы ученической исследовательской работы:
1. Введение
Постановка проблемы (вопрос или противоречие)
Цель исследования (для чего само исследование проводится)
Психологические требования сферы деятельности к человеку
Психологические требования к профессии юрист. -умение поставить себя на место клиента (юрист не должен, безразлично относится к той или иной проблеме) -эмпатия (умение сочувствовать) -хорошее настроение, самочувствие в процессе работы с людьми, если юрист чувствует недомогание, то он не сможет помо ...
Значение коммуникативных навыков в формировании личности
коммуникативный навык английский урок Прежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков. Для этого мною были проанализированы работы различных авторов по данной проблеме в процессе изучения английского языка. Основной вопрос, волнующий пси ...
Эволюция
системы школьного исторического образования в Российской
федерации
Основные изменения российской системы школьного исторического образования, её сложная трансформация от “советской” к “постсоветской” модели произошли в 1990-е гг. и по времени совпали с процессом становления новой российской государственности. Но и в начале XXI в. многие проблемы ещё ждут своего ре ...