Новым вариантом образовательного стандарта для общеобразовательной школы не предусмотрено обязательное изучение образовательной области «Технология» на старшей ступени. Иными словами, на базовом уровне для этой образовательной области стандарт не разрабатывается. Действительно, трудно представить себе изучение технологии «вообще», вне конкретной области продуктивной деятельности человека. В то же время нельзя всерьез считать выпускника общеобразовательной школы подготовленным к современной жизни без знакомства с основами и конкретными примерами современных технологических процессов, которые пронизывают инфраструктуру общества, без привития основ технологической культуры, которой так не хватает трудовым ресурсам в России.
На данном этапе решение этой проблемы в системе общего образования в полной мере не найдено. Для некоторых профилей старшей ступени общего образования (их можно условно назвать академическими) технологии соответствующих возможных областей будущей практической деятельности учащихся остаются «за кадром», а для некоторых профилей (так называемые технологические профили, к которым можно отнести информационно-технологический, аграрно-технологический и семейство индустриально-технологических профилей) становятся чуть ли не основным объектом изучения. В то же время объем часов, отводимых на конкретные технологии для этой последней группы профилей, недостаточно большой для формирования навыков, свойственных специалистам конкретных (пусть даже простых) квалификаций, но достаточно большой для того, чтобы расширить представление учащегося о мире профессий [28].
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация концепции профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования носит пока поисковый, промежуточный характер и будет, вероятно, еще не раз уточняться.
Тем важнее в существующей ситуации роль так называемых элективных курсов, которые не привязаны к сложившейся системе традиционных школьных учебных предметов. Элективные курсы, число которых может быть достаточно большим, проходя практическую апробацию, могут в будущем стать хорошей основой для формирования нового содержания вариативного компонента школьных профилей, способствуя решению задач социализации выпускников школ, развитию их ключевых компетенций, индивидуализации обучения и т.п., без снижения при этом уровня доступности образования и без ограничения выбора (за счет ранней специализации).[13]
Что означает выбор профиля, а затем и профессии? Это означает решить, на что человек готов потратить примерно треть своей жизни. Конечно, профессию можно и поменять, в конце концов, мало что нельзя изменить в жизни человека (кроме родителей и, например, места рождения). Вопрос — в цене ошибки, в тех личных и общественных издержках, которые несут сам человек и государство в случае необходимости смены профессии. Даже если повторное обучение оплачивается не из бюджета, государство несет огромные потери за счет того, что активный и трудоспособный гражданин на длительное время уходит из сферы продуктивной деятельности (в нашей стране ситуация с трудовыми ресурсами складывается хуже, чем в большинстве развитых стран).
Следует учитывать, что на этапе предпрофильного обучения решается задача не только выбора учащимися профиля в старшей школе, но и выбора профессии при поступлении в образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования, а учитывая, что многие вузы предлагают курсы подготовки продолжительностью два года, то и высшего профессионального образования. Поэтому элективные курсы должны по возможности помочь ученику принять решение по всем названным проблемам.
Распределение родительских ролей по уходу за детьми с ограниченными
возможностями
Адаптация семей к ограниченным возможностям детей часто происходит за счет выполнения родителями традиционных семейных ролей. Исследование показывает, что отцы, как правило, имеют оплачиваемую занятость и исполняют роль кормильцев (97%), а матери - “домохозяек” (72,4%). Разделение занятости отцов и ...
Рекомендуемые виды учебной деятельности
Учитель может начать с простого вопроса: «Безразличны ли вы к погоде?» Это определенно вызовет оживленный обмен мнениями, будут упоминаться различные погодные ситуации и высказываться пожелания о том, как было бы хорошо уметь предсказывать погоду. После этого учеников можно вывести на улицу для наб ...
Понятие и классификация межпредметных связей
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории "межпредметные связи", существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов ...