Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.[13]
Привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним зависят от склонностей ученика, выражаемых условно через позицию «я хочу». Склонности предполагают интерес не только к результатам, но и к самому процессу профессиональной деятельности, без чего не может быть успешного, развивающегося специалиста. Традиционно наряду со склонностями при осуществлении профессионального выбора считается необходимым принимать во внимание те индивидуальные характеристики личности, от которых зависит успешность осуществления профессиональной деятельности (эта сторона профессионального выбора определяется через позицию «я могу»).
Однако в условиях рыночной экономики выбор профессии должен осуществляться не в двухмерном пространстве (я хочу — я могу), но и с учетом возможности найти применение своим профессиональным возможностям, то есть необходимо рассматривать тенденции и процессы изменений на территориальном рынке труда или в более широком контексте (региональный, общероссийский и даже международный рынок труда). В последнем случае необходимо включать в число рассматриваемых факторов профессионального выбора риски и издержки, связанные с возможной сменой места жительства и т.п. Соответственно появляется третий вектор (условно называемый «надо») в пространстве принятия решений при осуществлении профессионального выбора. Таким образом, курсы профориентационного характера должны занять важное место в вариативном компоненте общего образования как на предпрофильной стадии, так и в старшей профильной школе.[30]
Вряд ли целесообразно использовать ресурс учебного плана (включая и школьный компонент) на элективные курсы, напоминающие по своему характеру кружки домов творчества или театральную студию. Введение системы элективных курсов в образовательное пространство школы не должно отменять или подменять различные формы организации образовательной деятельности с привлечением возможностей муниципальной системы дополнительного образования. Опыт показывает, что для этого есть возможность использовать свободное время детей за рамками учебного плана и за рамками обязательного посещения занятий.
Когда идет речь о сетевом характере реализации элективного компонента школьного учебного плана, то необходимо организовать эту работу таким образом, чтобы не сводить решение задачи к введению традиционных кружков, секций и т.п. в сетку учебного плана под флагом элективов.
Необходимо использовать ресурсную (в том числе кадровую) базу территориальной образовательной сети для реализации специально разработанных элективных курсов, направленных на решение вполне конкретных дидактических и организационных задач: дать учащимся последовательно углубляемые мотивы выбора своей образовательной стратегии на ближайшие учебные годы: выбор между общим и профессиональным образованием, выбор между различными профилями в старшей школе и различными группами специальностей в профессиональной школе (колледже, техникуме, профлицее и т.п.). [30]
Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения
В ходе данной работы также потребовалось выяснить, какими сведениями о портретной характеристике как жанре детского сочинения располагает современная научная литература, в чём заключаются особенности портретной характеристики как речевого произведения. Изучение лингвистических источников показало, ...
Кризисность образования
Вступая в XXI век, необходимо четко и осознанно представлять, какими должны быть социальное образование и специалисты, выпускаемые высшей школой в ближайшее и отдаленное будущее. Какие бы оценочные суждения не давались уходящему XXI веку, все наиболее значимые его достижения так или иначе связаны с ...
Принципы построения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения
младших школьников
«Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача …» (А.А. Мелик-Пашаев). Система развивающего обучения (РО), которая в пост ...