Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.[13]
Привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним зависят от склонностей ученика, выражаемых условно через позицию «я хочу». Склонности предполагают интерес не только к результатам, но и к самому процессу профессиональной деятельности, без чего не может быть успешного, развивающегося специалиста. Традиционно наряду со склонностями при осуществлении профессионального выбора считается необходимым принимать во внимание те индивидуальные характеристики личности, от которых зависит успешность осуществления профессиональной деятельности (эта сторона профессионального выбора определяется через позицию «я могу»).
Однако в условиях рыночной экономики выбор профессии должен осуществляться не в двухмерном пространстве (я хочу — я могу), но и с учетом возможности найти применение своим профессиональным возможностям, то есть необходимо рассматривать тенденции и процессы изменений на территориальном рынке труда или в более широком контексте (региональный, общероссийский и даже международный рынок труда). В последнем случае необходимо включать в число рассматриваемых факторов профессионального выбора риски и издержки, связанные с возможной сменой места жительства и т.п. Соответственно появляется третий вектор (условно называемый «надо») в пространстве принятия решений при осуществлении профессионального выбора. Таким образом, курсы профориентационного характера должны занять важное место в вариативном компоненте общего образования как на предпрофильной стадии, так и в старшей профильной школе.[30]
Вряд ли целесообразно использовать ресурс учебного плана (включая и школьный компонент) на элективные курсы, напоминающие по своему характеру кружки домов творчества или театральную студию. Введение системы элективных курсов в образовательное пространство школы не должно отменять или подменять различные формы организации образовательной деятельности с привлечением возможностей муниципальной системы дополнительного образования. Опыт показывает, что для этого есть возможность использовать свободное время детей за рамками учебного плана и за рамками обязательного посещения занятий.
Когда идет речь о сетевом характере реализации элективного компонента школьного учебного плана, то необходимо организовать эту работу таким образом, чтобы не сводить решение задачи к введению традиционных кружков, секций и т.п. в сетку учебного плана под флагом элективов.
Необходимо использовать ресурсную (в том числе кадровую) базу территориальной образовательной сети для реализации специально разработанных элективных курсов, направленных на решение вполне конкретных дидактических и организационных задач: дать учащимся последовательно углубляемые мотивы выбора своей образовательной стратегии на ближайшие учебные годы: выбор между общим и профессиональным образованием, выбор между различными профилями в старшей школе и различными группами специальностей в профессиональной школе (колледже, техникуме, профлицее и т.п.). [30]
Ш.А. Амонашвили –
продолжатель идей гуманной педагогики
Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего воздействия в формировании убеждений и ценностных ориентаций. В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадо ...
Собственническая установка
Рождение, выхаживание и воспитание ребенка требуют от родителей многих усилий и забот. Современная практика регулирования рождаемости дает возможность планировать рождение ребенка, сознательно решать, сколько детей стоит иметь в семье, и т. д. Это не дает, однако, оснований считать детей своей собс ...
Этапы становления технологического образования в
России
Предпосылки, оказавшие влияние на формирование технологического образования в России. К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования, хотя первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I. Как отмечает С.Ф. Егоров, Петр I знач ...