Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Анализ опыта работы школ по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе

Страница 1

Интенсивность развития общества, нестабильность и динамичность приводят к необходимости активно и осмысленно взаимодействовать с миром, уметь изменяться, сохраняя свои целостность и индивидуальность, при этом быть успешным и ответственным за свои действия. Изменения в социуме отражаются и в сфере образования. Процесс образования должен способствовать формированию гибкости и адаптивности выпускников, способности к дальнейшему совершенствованию, поэтому в последнее время всё большую популярность приобретает организация исследовательской деятельности в обучении и воспитании. По мнению многих исследователей и педагогов, именно исследовательский метод является наиболее подходящим для развития инициативности, самостоятельности и любознательности. Исследовательский метод продолжает логику естественного освоения действительности ребёнком и отвечает образовательным потребностям современного мира [Коженкова 2006: 81].

Одной из задач нашего исследования было определить, как применяется этот метод в современной школе и выявить условия, способствующие эффективной организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. В качестве экспериментальной базы выступили средняя общеобразовательная школа №10, гимназия №4 г. Елабуга, а также школа №1 г. Менделеевск Республики Татарстан.

В средней общеобразовательной школе №10 г. Елабуги РТ было проведено анкетирование учащихся. В нем приняли участие 84 десятиклассника. Нами было выявлено, что в данной школе НОУ существует в крайне формальной форме. Поэтому только 12% из числа всех опрошенных знают о существовании данного общества. На вопрос «Являетесь ли вы членом НОУ?» никто не ответил положительно. 20% опрошенных старшеклассников имеют опыт участия в научно-практических конференциях, но лишь 4% продолжают активно заниматься исследовательской работой.

Остальных учащихся исследовательская деятельность не заинтересовала: они участвовали в конференции для того, чтобы получить хорошие отметки по предметам.

Тот факт, что 63% опрошенных учащихся Х классов принимали участие в олимпиадах по различным предметам и пятеро школьников участвовали в олимпиадах Всероссийского уровня, можно считать положительным, хотя, если сравнивать процент участников олимпиад и научно-исследовательских конференций, возникает вопрос – «Что мешает этим же ученикам заниматься исследовательской работой?» Сами опрошенные объясняют эту ситуацию отсутствием знаний и опыта (38%), наличием страха (9%) и незнанием с чего начать (34%). У некоторых нет конкретного научного интереса (19%). 15% учащихся также отмечают, что просто не было предложений со стороны учителей. Большое количество школьников (24%) ссылаются на отсутствие времени и неудачный опыт, который мешает им приступить к исследовательской работе.

Наряду со всем этим существует одна, самая, на наш взгляд, главная причина, по которой были получены именно такие данные. Для занятия исследовательской деятельностью недостаточно иметь высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков по каким-либо предметам, нужно быть личностью, способной выходить за рамки обычного, нестандартно мыслить. Причем мышление должно отличаться гибкостью, умением выделять главное, видеть проблему.

Эрудиция, находчивость, уверенность в себе и способность генерировать идеи, внутреннее стремление учащегося к саморазвитию и самообразованию – вот главные характеристики личности школьника-исследователя. Данные анкетирования свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности мотивации учащихся на исследовательскую работу. 28% опрошенных не прилагают особых усилий для совершенствования своих умений и навыков. Но все же 45% опрошенных старшеклассников повышают самостоятельно уровень своих знаний и эрудиции в интересующих их областях науки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников
Преподавание иностранного языка в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обыча ...

Источники воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве
Динамика жизни и кардинальные социально-по­литические события в стране резко изменили националь­ный состав социального пространства, обострив межна­циональные взаимоотношения между людьми и тем самым поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполн ...

Классификация наглядных пособий по биологии
Основным методом изучения биологии в школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения. Средства наглядности на ос ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru