Сущность воспитания и его особенности

Страница 1

Определить сущность предмета - значит найти и обо­значить, что есть этот предмет среди ряда других, что от­личает его от множества других и какой признак делает этот предмет тем, что он есть. А так как любой предмет принадлежит од­новременно разным группам, то, следовательно, необхо­димо предварительно очертить ракурс рассмотрения, по­зицию научно-теоретического взгляда, позволяющего осуществить раскрытие сущностных черт изучаемого предмета.

Личность в процессе воспитания - это человек в его социальных связях и вза­имных социальных отношениях, это член общества, под­вергающийся воздействию среды, и сознательно выстраи­вающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Мера осознанности различна у каж­дого человека, но личностью он становится постольку, по­скольку функционирует как некая автономность в социуме и отдает себе отчет в своих отношениях.

Чтобы содействовать становлению личности, надо знать природу такого становления: как формируются со­циальные отношения ребенка? что выступает фактором такого формирования? каково этапное движение данного процесса? и как при формировании социально ценност­ных отношений ребенок обретает свою индивидуаль­ность?

Педагог не может не интересоваться этими вопроса­ми, ибо ответ на них лежит в основании организуемой педагогом деятельности. Своевольное выстраивание сис­темы без опоры на объективную природу предмета неиз­бежно приводит к педагогическому фиаско.

Формирование личности не совершается в одном ак­те, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящее свои этапы, имеющее свои тем­пы, свою историю. Это движение длительное. Оно суще­ствует, пока в личности происходят изменения. И по дос­тижении зрелых лет формирование не приостанавливает­ся, потому что изменяется социальная действительность, меняется и положение личности в обществе, а значит, его социальная роль претерпевает изменения, да и жизнен­ный опыт вынуждает личность перестраивать что-то во взаимоотношениях с миром. Остановка формирования личности - гибель личности; ведь способ существования личности в ее взаимодействии с социальным миром, ко­гда она общается с другими людьми, выражает свое мне­ние по поводу социальных событий, созидает материаль­ные или духовные ценности для общества, осмысливает ход истории, оценивает значимость тех или иных объек­тов для человеческой жизни. Только в социальной среде существует личность и в этой среде утверждает свое Я.

Сначала человек осваивает мир. Один объект за дру­гим попадает в зону его восприятия, находя в его созна­нии свое отражение. Предметное взаимодействие с объек­тами окружающего ребенка мира совершается через ду­ховные усилия; ребенок воспринимает объект, распознает его назначение, проживает ситуацию событийного уча­стия объекта в его личной жизни, производит обобщение объектов до явления жизни.

Но в отражении реальной действительности решаю­щую роль сыграет отношение окружающих ребенка лю­дей. Через призму наблюдаемого поведения взрослых он выстраивает собственное отношение к объекту и пред­ставление о его ценности. Со временем, приобретя опыт и самостоятельность, человек станет осваивать неизвест­ное, но ориентация на поведенческую модель постоянно будет присутствовать в формировании личности в той или иной степени.

Заметим попутно: отчего так трудно идет усвоение норм этикета у школьников, несмотря на многочислен­ные уроки этикета в системе школьного образования? У школьника нет в повседневной жизни примера для под­ражания, у него не было в раннем детстве, когда все ос­ваивается легко и прочно, школы подражания взрослым, соблюдающим элементарный этикет.

Узкая среда ребенка дает скудные представления о мире и бедный поведенческий опыт, тогда палитра его поведенческого выбора однообразна и одноцветна. Дети далеких деревень, невзирая на широкую сеть телевизион­ной связи, являются живым примером влияния ограни­ченной и однообразной среды: они ортодоксальны, их шокирует необычное в человеке, они, как правило, осу­дительно относятся ко всему, что противоречит деревен­ским устоям. Первичные впечатления ребенка глубоки. Их стереть в дальнейшем почти невозможно, они всегда так или иначе проявляют себя и оказывают корректи­рующее воздействие на все последующие впечатления.

Содержанием среды как фактора социального разви­тия личности выступают предметно-пространственное ок­ружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение; совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую - тем самым и соз­давая воспитывающую среду. Иногда такой перевод осу­ществляется путем специального наблюдения, иногда такой перевод достигается путем оценки-реплики, иногда учитель совершает перевод через подчер­кивание достоинств происходящего, часто он производится в ходе беседы с детьми об увиденном.

Страницы: 1 2

Сущность понятия качества
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. ...

Цели и задачи элективных курсов
Новым вариантом образовательного стандарта для общеобразовательной школы не предусмотрено обязательное изучение образовательной области «Технология» на старшей ступени. Иными словами, на базовом уровне для этой образовательной области стандарт не разрабатывается. Действительно, трудно представить с ...

Классификация творческих задач
В данном параграфе будут рассмотрены две классификации творческих задач по содержанию, по выполняемой деятельности учащимися, приведены примеры задач. Проведено соответствие между типом творческой задачи и типа урока, на котором целесообразнее его использовать. Неотъемлемой частью любого урока явля ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru