Педагогика традиционная |
Педагогика альтернативная |
1. Акцент на монолог |
1. Акцент на диалог |
2. Учитель объясняет, рассказывает и задает наводящие вопросы |
2. Учитель частично отказывается от объяснения |
3. Учитель борется за активность учеников |
3. Учитель остерегается, что активность учеников перерастет в гиперактивность |
4. Учитель подавляет учеников и их эмоции |
4. Учитель весь во власти эмоций учеников. |
5. Учитель - господин. |
5. Учитель - партнер, |
б. Учитель вынуждает учеников подстраиваться под его способ восприятия мира |
6. Учитель подстраивается под восприятие мира детьми |
7. Учитель делает все возможное, чтобы поощрить самостоятельность учеников |
7. Учитель должен быть начеку, чтобы излишняя самостоятельность учеников не вычеркнула его самого из учебного процесса |
8. Учитель - ментор |
8. Учитель - режиссер, актер, импровизатор |
В настоящее время в педагогике и психологии известны два противоположных подхода развивающих систем и обосновывающих эти системы принципов. Первый подход генетической психологии разработан французским психологом и педагогом Ж. Пиаже, второй - отечественными психологами: Л.С. Выготским, П.П. Блонским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Луриа, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Элькониным и другими.
В чем сходство и различие этих подходов? Оба в основу кладут психическое развитие детей. Перечислим развивающие принципы Ж. Пиаже:
1) принцип психического равновесия путем саморегуляции,
2) принцип "доступности обучения”, при котором учителем предлагаются учащимся знания, которые ребенок может сразу понять,
3) принцип созревания, при котором истоки являются органическими, причем полем действий и операций выступает система нейронных сетей,
4) принцип естественного развития, в котором деятельность рассматривается подчиненной внутреннему развитию интеллектуальных структур.
Перечислим принципы развивающего обучения по концепции Л.С. Выготского и его последователей:
1) принцип "зоны ближайшего развития, когда". задачи и действия, выполняемые ребенком первоначально под руководством и в сотрудничестве, как раз и составляют зону его ближайшего развития, поскольку затем они будут выполняться им вполне самостоятельно”.
Этот принцип исключительно важен для второго подхода, поэтому прокомментируем его словами Выготского: " У ребенка развитие из обучения - основной факт. На этом основано все значение обучения для развития, а это, собственно, и составляет содержание понятия "зоны ближайшего развития”;
2) принцип присвоения предшествующих знаний в его собственной деятельности,
3) принцип воспроизводящей деятельности, когда ребенок действует адекватно деятельности предшествующих поколений людей,
4) опережающая деятельность в обучении с выходом на "завтрашний день”. В свою очередь последователь Л.С. Выготского Л.С. Рубинштейн отмечает: "Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраивается лишь над ним”.
Таким образом, сходство обеих развивающих систем в учете и внутренних, и внешних факторов развития психики ребенка. Отличия их связаны с существенным разделением приоритетов между внутренним психическим миром ребенком и воздействием на него среды. Вообще, это традиционный спор между психологами, изучающими личность и ее развитие. Одни, начиная с З. Фрейда, утверждают, что человек детерминирован своими внутренними психическими структурами, и роль внешних воздействий практически не отражается на его поведении и развитии, другие, начиная с А. Адлера и в особенности Б. Скиннера, утверждают противоположное - внешняя среда оказывает решающие воздействие на формирование личности человека. Есть ученые, которые считают, что и внутренние факторы психики человека и воздействие среды взаимно формируют его личность, отдавая приоритет тому или другому фактору.
Что касается развивающей системы Л.С. Выготского, то в ней явно прослеживается недооценка внутренних психических структур ребенка, которые оказывают, по концепции автора этой книги, на всю систему восприятия ребенком внешнего мира и, в частности, конкретной системы обучения.
Методика реализации стохастической линии в 5 классе
Основными задачами на этом этапе являются: Выработка умений и навыков работать с таблицей, извлекать из таблиц информацию и анализировать ее. Выработка умений заполнять в таблице пустые графы (строки, столбцы). Формирование умений читать диаграммы, извлекать необходимую информацию. Формирование уме ...
Особенности восприятия формы детьми 5 года жизни
Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер Э.Г. Пилюгина [7] подчёркивали, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умствен ...
Ситуация речевого общения, ее значение и функционирование в
условиях школы для слабослышащих учащихся
Обратимся к следующему компоненту речи, важному для ее функционирования, а именно к понятию ситуации общения. Ситуацией общения принято называть отправной момент высказывания и условия, в которых развертывается общение. Задача высказывания как раз и состоит в том, чтобы передать смысл (содержание) ...