Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.
В соответствии с задачами, содержанием и принципами обучения методы контроля должны обеспечить:
- достаточно полное, точное и оперативное получение обратной информации о процессе обучения в целом и его отдельных этапах.
- помощь учащимся в овладении приемами систематизации, обобщения, воспроизведения и чёткого осмысленного выражения усваиваемых знаний, умений и навыков;
- воспитание у школьников требовательного и критического отношения к своей работе.
Одним из основных методов контроля является проводимое учителем планомерное, систематическое наблюдение за учебной работой учащихся на уроках и вне уроков. Данные такого наблюдения позволяют установить отношения ученика к своим учебным обязанностям , его сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях, осуществить индивидуальный подход к учащимся путём применения различных методов обучения и воспитания, проверки знаний .
Наряду с наблюдениями широко применяются устные, письменные и практические методы контроля .
К методам устного контроля относят опрос, рассказ учащегося, сообщение о проделанных опытах, наблюдение в живом уголке (Бабанский, 1983). Опрос может быть индивидуальный, фронтальный и уплотненный.
Устная форма проведения проверки знаний способствует выработки быстрой реакции на вопросы, развитию памяти учащихся, устной речи, осознанию своего знания или незнания, т.к. пока ученик не попытается перевести то, что он учил в речь, он не может быть уверенным, что выучил домашнее задание.
Преимущество устной проверки перед другими формами состоит в том, что учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся и выявляет материал, который оказался для них недоступен (Васильева, 1990).
В то же время устная проверка имеет много недостатков. Она даёт возможность охватить проверкой на уроке лишь небольшое число учащихся, не позволяет сравнить разных школьников на один и тот же вопрос, сделать объективным вывод об уровне подготовки всего класса.
Проверка знаний в форме устного опроса
Самой распространённой формой контроля считается устная проверка знаний. Она позволяет получить довольно полную информацию о подготовке учащихся, следить за логикой рассказа, объёмом знаний, речью, установить обратную связь и с помощью постановки дополнительных вопросов учителя проверить глубину знаний, овладеть разными видами умений, а также выявить пробелы в них, привлечь других учащихся для внесения коррективов в ответ. Устная проверка наиболее привычная для учащихся.
Задача заключается в том, чтобы опрос непосредственно участвовал в обучении, являлся одним из видов самостоятельной работы учащихся и проводился не только с целью контроля, сколько для развития нужных навыков и приобретения новых знаний.
Такой опрос способствует развитию самостоятельности учащихся, обеспечивает закрепление полученных знаний, помогает активизировать процесс обучения.
Существуют различные способы опроса. Рассмотрим некоторые из них.
1. Индивидуальный опрос – это самый простой способ опроса. Учитель ставит перед классом вопрос и через несколько секунд вызывает кого-либо из учеников. Устный ответ ученика может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовок схем, постановкой опытов. Когда ученик ответил, учитель обращается к классу с предложением дополнить или исправить ошибки, допущенные при ответе, делает нужные замечания по ответу и выставляет оценку. Затем ставит новый вопрос. Учитель успевает спросить, таким образом, до 5-8 человек.
Индивидуальный опрос имеет ряд преимуществ:
1. Ответ устный, полный, самостоятельный.
2. Индивидуальный опрос – это основной способ опроса, и каждый учащийся должен через него проходить как можно чаще.
Методические указания к использованию игр на уроках математики в первом
классе
Дидактические игры можно использовать почти на каждом уроке, отводя на их проведение 5-10 минут учебного времени. Дидактическую игру можно начинать, когда учащимися усвоен минимум какого-либо материала. Каждая дидактическая игра преследует определенные цели. Проведение игры с детьми и умелое руково ...
Социально-педагогическое управление в деятельности социального педагога в
образовательном учреждении
Стиль управления - это способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных, один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства: - директивный стиль (а ...
Социальное познание: сущность понятия
Любое познание, в строгом смысле слова, является социальным, поскольку оно протекает в обществе. Следует отметить, что человек, являющийся субъектом познания, - существо социальное; на его познавательную деятельность воздействуют и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Тем не ме ...