Из истории становления права как учебной дисциплины

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Из истории становления права как учебной дисциплины

Страница 1

Ценность познания окружающей действительности люди осознали еще в глубокой древности. Например, у египтян и шумеров особо чтили тех, кто умел писать и читать. Эти люди всегда занимали важные посты в государстве и считались носителями мудрости. Первыми учителями в общепринятом понимании этого слова и стали писцы, статус которых окружался божественным ореолом. Носителей многочисленных знаний об окружающей действительности, пытавшихся передать их другим людям, нередко обожествляли. Общеизвестен факт о том, как мореплаватель Кадм, привезший в Грецию письменность, был официально возведен в ранг полубога. Знаменитые мыслители прошлого: Сократ, Платон и другие — создали свои школы последователей, оставшись в памяти потомков спустя многие столетия. На вопрос о том, какая разница между образованными и необразованными людьми, известный философ Аристип мудро заметил: «Такая же, как между лошадьми объезженными и необъезженными». В те давние времена люди увидели некую зависимость между уровнем обученности и своим социальным статусом, находя прямое подтверждение во многих случаях тому, как образованный и грамотный человек оказывался более удачливым в жизни. В эпоху античности образование расширяет горизонты, вовлекая в свою орбиту все большее количество людей. С течением времени стали вырабатываться своеобразные законы образования и воспитания. Например, в школе эллинов учителя пользовались немалой свободой, имея право наполнять программы обучения по собственному усмотрению. Педагогика заботилась о развитии нравственных начал, которые, как известно, определенным образом согласуются с правом.

Древние люди обнаружили некоторые закономерности развития общественных отношений, обосновав возможность достижения калокагатии — так называли совершенную и идеальную жизнь. При этом большие надежды возлагали именно на образование. Программа обучения уравнивала в правах интеллектуальное, музыкальное и физическое воспитание. В трудах древних философов и педагогов «учебные программы» были пронизаны идеями о долге, нравственности, обязанностях человека и гражданина, необходимости соблюдать общепринятые правила человеческого общежития. Автор известных трагедий Еврипид подчеркивал, что «правильному образу жизни нужно учить».

Зарождение правовых норм, ставших общеобязательными правилами поведения людей, способствовало выделению из общества тех, кто мог бы разобраться в тонких нюансах вырабатываемых человечеством правил. Первыми юристами были жрецы (понтифы), деятельность которых была освещена ореолом таинств и загадок. Не каждый мог постичь глубину их познаний, а потому юридическая профессия изначально формировалась как кастовая, «пропуская» в свои ряды лишь особо достойных людей. Тем не менее уже первые знатоки права пытались передать комплекс своих знаний ученикам и последователям. Нельзя утверждать, что право стало учебной дисциплиной в современном понимании этого слова в те далекие времена, но именно тогда, в эпоху расцвета Юриспруденции (II—III в. н. э.), появляется некая система передачи правовой информации и практических навыков обучаемым. Бок о бок со знаменитыми юристами Рима (Папинианом, Ульпианом, Модестином и др.) практиковались стажеры, перенимая опыт своих учителей. В произведениях Марка Тулия Цицерона (106 г. до н. э. — 43 г. до н. э.) описываются формы деятельности римских юристов. К ним относились: консультирование граждан по определенным жизненным вопросам, помощь в составлении различных деловых документов, юридических договоров между лицами, участие в судебных разбирательствах. Однако о том, как именно должно выстраиваться правовое обучение, спорили представители различных школ, создавшие своеобразные концепции такой образовательной деятельности.

Право какучебная дисциплина базируется на содержательном комплексе существующих в науке понятий о правовой действительности и представляет собой комплекс отобранной правовой информации, которая с помощью адекватных возрасту и иным особенностям обучаемых методов передается в процессе обучения. Изначально она была синтезирована и представляла собой сведения о различных юридических нормах и механизме их применения в реальной жизни. Попытки отделить юридическую теорию от практики появились очень давно, особенность усилившись в первом веке нашей эры. Однако сделать это сразу не удавалось.

Страницы: 1 2 3 4 5

Источники питания в дикой природе. Способы добывания, сохранения и приготовления пищи
Источники питания в дикой природе Неприкосновенный аварийный запас. Когда предполагаемый маршрут путешествия пролегает по безлюдным районам и особенно когда срок проведения похода выпадает на холодное время, группе целесообразно заранее укомплектовать продуктовый неприкосновенный запас (НЗ). Продук ...

Классификация творческих задач
В данном параграфе будут рассмотрены две классификации творческих задач по содержанию, по выполняемой деятельности учащимися, приведены примеры задач. Проведено соответствие между типом творческой задачи и типа урока, на котором целесообразнее его использовать. Неотъемлемой частью любого урока явля ...

Исследование предпосылок профессионально-педагогической деформации личности на этапе первого педагогического опыта
Обозначенная в работе проблема и осуществленное теоретическое её обоснование привели к выводу о необходимости исследования предпосылок к профессионально-педагогической деформации личности, проявляющихся во время первого педагогического опыта. Существует прямая зависимость между уровнем психолого-пе ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru