Традиционное обучение:
1. Учитель сам излагает юридические понятия, раскрывает сущность проблем правовой жизни. Ученики выступают в роли сторонних наблюдателей за активностью педагога, который может по ходу объяснения задавать вопросы и сам же на них давать ответы.
2. Юридическая информация преподносится как материал, не подлежащий критике или сомнению. Даже при разъяснении понятий, которые вызывают многозначные трактовки ученых, учитель сам излагает их оценки и заставляет обучаемых это запомнить, диагностируя на репродуктивном уровне, как это реализовано.
3. Учебное занятие по праву строится на четкой и логической основе.
4. Целью практических занятий становится формулирование навыков правомерного поведения, развитие способностей следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов. На уроке ученики должны придерживаться четких инструкций по выполнению определенных заданий.
Самостоятельное, исследовательское обучение:
1. Ученик самостоятельно постигает ведущие правовые понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя.
2. Ученики самостоятельно принимают решения о выборе способа работы с изучаемым юридическим материалом.
3. На практических занятиях ученики выдвигают идеи, предлагают альтернативные способы решения конфликта правовыми средствами.
4. Каждый ученик может самостоятельно планировать свою работу. Для изучения юридических норм он самостоятельно знакомится с законом и наблюдает за исполнением его предписаний на практике. Принятое решение может быть подвергнуто сомнению, в этой связи находятся альтернативные интерпретации, предлагаются другие варианты ответов.
Творческое мышление является общепризнанной ценностью нашей культуры, и его формирование в области правового обучения очень важно. Юриспруденция не является сухой догматикой, а потому в школе следует создать все необходимые условия для самостоятельной творческой деятельности учеников. В последние годы ученые под руководством С. Парнса предложили следующие рекомендации по созданию творческой обстановки в ходе обучения. Их можно применить и к правовому обучению. Что же рекомендуют специалисты?1
1.Устранятьвнутренниепрепятствиятворческимнаправлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, им надо помочь обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими. Они не должны бояться делать ошибку.
2.Уделятьвниманиеработеподсознания. Например, на уроках права мы можем не затрагивать напрямую какую-то проблему. Но наше подсознание незаметно само работает над этой проблемой. Некоторые идеи могут появиться неожиданно, важно их зафиксировать, запомнить, а затем более глубоко проанализировать.
3. Воздерживаться от оценок. Пусть ученики больше размышляют над проблемой, а не думают над тем, как их оценят.
4.Показыватьученикам возможности использования метафорианалогии для творческого поиска, новых связей и ассоциаций. Несмотря на то, что образное мышление, метафорические сравнения близки обучаемым, такие их способности в процессе правового обучения следует развивать.
5. Давать возможность умственной разминки. Так, при изучении сложной юридической конструкции учитель предлагает «размяться» и выполнить интересные творческие задания.
6.Поддерживать живость воображения. Фантазия, свободные воображения могут стать основой творческой работы на уроках по праву.
7. Расширять фонд правовых знаний. Творчески мыслить можно лишь тогда, когда заложена прочная база фактологических знаний. Зная конкретные нормы права (например, как законом регулируются имущественные взаимоотношения супругов), обучаемые могут решать творческие задачи, разрешать возникшие противоречия реальной жизни.
8. Помогать ученикам видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности. Практика показывает, что все упражнения, стимулирующие творческую деятельность учеников, могут восприниматься как развлечение. В этой связи правовые творческие задания должны быть системны, хорошо продуманны.
Самостоятельные рассуждения по правовой проблеме могут быть оформлены в виде эссе — небольшого сочинения. К такой работе предъявляются некоторые требования:
1. В эссе должна быть раскрыта собственная позиция по проблеме с четкой и полной аргументацией.
2. Содержание работы должно соответствовать теме эссе.
3. Изложение материала должно быть логичным, грамотным с юридической точки зрения.
4. Автору необходимо показать свою эрудированность, умение свободно ориентироваться в теме.
Темы для эссе могут быть различными. Так, например:
1. Справедливо ли утверждение: «Когда гремит оружие, законы молчат»?
2. В чем смысл уголовного наказания?
3. Суд присяжных: за и против.
4. Величайшее поощрение преступности — безнаказанность.
Обучаемым могут быть предложены темы для творческой деятельности (исследования), которые проводятся в течение длительного времени:
Формы и методы контроля знаний
Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. В соответствии с задачами, содержанием и принципами обучения методы контроля должны обеспечить: - достаточно полное, точное и оперативное получ ...
Особенности и развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи
предметный нарушение речь ребенок Ребенок с нарушениями речевого развития проходит те же стадии развития предметной деятельности, что и нормально развивающийся ребёнок. Однако у детей с нарушениями речи предметная деятельность имеет свои особенности. Исследователи выделяют следующие особенности пре ...
Основные и дидактические функции основных средств
обучения
Основные функции: 1. Компенсаторность – восстановительный, энерго - и время - сберегающий, облегчающий характер труда (и учащегося, и преподавателя). 2. Адаптивность – более спокойный, равномерный процесс "погружения" в новый учебный материал. 3. Информативность – ознакомление с необходим ...