Одной из важных задач работы со слабослышащими детьми является формирование у детей навыков восприятия устной речи. Устная речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, средство общения и специфическое орудие мышления. В общественно – трудовой деятельности, в быту люди используют при общении главным образом устную речь. Роль ее с развитием новейших средств связи, позволяющих передавать устную речь на громадные расстояния, все возрастает. Устная речь – это произносимая и воспринимаемая речь. Известно, что характерной чертой устной речи является ее звуковая природа. Устная речь состоит из последовательности звуков речи (гласных и согласных), произносимых слитно, с паузами после отдельных слов или групп слов. Смежные звуки оказывают взаимное влияние друг на друга. Каждому человеку свойственна своя манера произнесения звуков. Поэтому при работе по развитию слухового восприятия можно ожидать, что один и тот же ребенок, особенно вначале, с разным успехом будет воспринимать на слух речь разных людей. Звуки речи неодинаково информативны: гласные звуки содержат малую смысловую информацию, наиболее информативны глухие согласные звуки. Разборчивость речи в значительной мере определяется разборчивостью глухих согласных. Это также может оказать свое воздействие на процесс восприятия ребенком речевого материала.
Все многообразие различных вариаций звучания служит тем материалом, из которого построена фонетическая система языка. В целом все материально – звуковые средства устной речи (фонемы, словесное ударение и интонация), используемые в языке для выражения и различения смысла, в конечном счете варьируют такие свойства звука, как его принадлежность к тонам или шумам, его высота, сила, длительность, прерывистость или непрерывистость. Они укладываются в определенный динамический и частотный диапазоны. Динамический диапазон речи характеризуется разной интенсивностью ее звучания в зависимости от силы голоса. Так, разность между обычной громкой и шепотной речью равна примерно 60 дБ2. Частотный диапазон речи – от самых низких тонов мужского голоса до самых высоких компонентов некоторых согласных – выходит за пределы зоны, охватывающей частоты от 100 до 10 000 Гц3. Этот диапазон определяется основным тоном голоса и формантами, характеризующими гласные и согласные фонемы. Средняя частота мужского голоса – около 125 Гц, женского – 250 Гц. Для опознавания гласных звуков русского языка, у которых отмечен ряд формант, достаточно двух первых формант. Первые форманты гласных располагаются в диапазоне около 300 – 700 Гц и 600 – 2300 Гц. Форманты согласных разбросаны шире, а некоторые располагаются в области частот более 4000 Гц4.
Особенно важной для разборчивости речи является область частот от 300 до 3000 Гц. Это следует учитывать при проведении работы по развитию восприятия речи на слух.
Устная речь у нормального слышащего формируется на основе ее слухового восприятия и подражания. Для формирования речи важное значение имеет развитие функции слухового и речедвигательного анализаторов. Произносительная сторона устной речи (произношение) и восприятие устной речи окружающих – две важные стороны речевой коммуникативной деятельности человека, от которых зависит его общение с другими людьми. Если навыки восприятия устной речи несовершенны, то общение человека с окружающими затрудняется.
Восприятие устной речи – одна из высших психических функций человека. Это внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование), включающая акт понимания, осмысления принимаемого речевого сообщения. При речевом общении один человек сообщает информацию, а другой ее воспринимает, определяя переданную мысль. Восприятие этого сообщения предполагает анализ и синтез воспринятых материальных – звуковых – средств языка: интонации, фразового ударения, ритмической и звуковой структуры слова. Восприятие звучащей речи тесно связано с пониманием ее содержания. Первичный анализ звуковых раздражений производится рецептором слухового анализатора. Результаты этого анализа подвергаются сложной переработке в головном мозгу. В процессе слухового восприятия речи актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний, образы, соответствующие фонемам, словесному ударению, интонации, что позволяет осмыслить принимаемое сообщение. Процесс восприятия устной речи носит активный характер. Воспринимающий речь не просто обрабатывает поступающую информацию, а проявляет встречную активность, сличает услышанное с пргнозируемой им моделью, вносит поправки и на основе этого принимает решение о смысле воспринятого сообщения. Подобное прогнозирование опирается на сочетаемость тех или иных единиц языка (фонем, морфем, слов), на смысловой контекст, на предшествующий жизненный опыт слушающего, догадку, его установку, настроение в момент приема звукового сообщения. Восприятие сообщения обусловливается рядом фактов: включенностью человека в активную деятельность, его индивидуально – личностными особенностями (особенностями мышления – гибкостью, продуктивностью и т.д.; памяти – ее объемом, типом и т.д.). Смысловое восприятие речевого сообщения зависит также от характера самого речевого сообщения (логико – смысловой структуры речи, длины и глубины фраз и т.д.). Развитие навыка слухового восприятия – длительный процесс, начинающийся с раннего детства, связанный с развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением им жизненного опыта, с усвоением словаря и грамматического строя речи, овладением ритмической и фонематической структурой слов.
Физиологические основы развития мелкой моторики рук
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психичес ...
Воспитание творческой личности в педагогической практике
Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации у учащихся. Ранее считалось, что суть воспитания составляет организация деятельности учащихся и поэтому педагогический процесс строился как совокупность различного вида деятельности. Это сводилось к тому, что чем шире диа ...
Результаты экспериментального исследования
По завершению развивающей работы, нами вновь была проведена диагностика с целью выявить эффективность патриотического воспитания подростков. Для диагностического материала нами были взяты следующие методики: Проективный тест рисунок «Дети рисуют Родину». Цель: выявить уровень развития патриотическо ...