На основе проведенного выше анализа научно-теоретических работ по проблеме развития творческого воображения младших школьников, нами было проведено экспериментальное исследование с двумя группами детей этой возрастной категории. Базой для проведения опытно - - экспериментального исследования была избрана средняя школа № 1 п.г.т. Пойковский, Нефтеюганского района, ХМАО.
Целью представленной работы являлась разработка и обоснование путей развития творческого воображения, детей младшего школьного возраста на музыкальных занятиях.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Подбор и музыкально-педагогический анализ музыкально-художественных образцов программной и не программной музыки.
2. Выявление факторов, влияющих на воображение младших школьников, при восприятии музыки.
Основные методы, применявшиеся в опытно-экспериментальной работе:
1. Словесные методы; беседа со школьниками о музыке; объяснение; рассказ, предваряющий прослушивание музыки.
2. Метод сравнения музыкальных образцов.
3. Метод создания проблемно-поисковых ситуаций в распознавании музыкально-художественного образа.
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие методы оценки образных представлений, возникших у детей в процессе слушания музыки:
1. Анализ высказывания школьников о прослушанной музыке.
2. Анализ детского рисунка, зафиксировавшего образные представления, возникшие в процессе слушания музыки.
Всего было проведено шесть уроков.
В ходе опытно-экспериментальной работы дети были ознакомлены со следующими образцами программной и не программной музыки:
1. Музыкальные фрагменты, относящиеся к программной музыке: а) А.Хачатурян, «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». б) Э.Капп, «Ночью на рейде». в) А. Спендиаров, «Колыбельная».
2. Музыкальные фрагменты, относящиеся к не программной музыке: а) М. Чурленис, прелюдия.
б) Б. Дварионас, прелюдия.
в) И. С. Бах, прелюдия С dur, ХТК 1.
В содержании экспериментальных занятий мы опирались на три вида искусства: музыку, живопись, литературу.
Доминирующим видом искусства на занятиях соответственно являлась музыка. Музыка, воздействуя на учащихся младших классов посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, выражающих чувства и эмоции человека в звуковой сфере, выступает в качестве средства общения между людьми. Именно с ее помощью, в рамках нашего эксперимента создавались условия для того, чтобы ребенку младшего школьного возраста войти в мир духовной культуры человечества.
Живопись, в отличие от музыки, как искусства интонируемого смысла, является искусством, обращенным к зрению младшего школьника. Следует особо подчеркнуть, что в этот возрастной период изобразительная деятельность является ведущей художественной деятельностью младшего школьника (преобладание предметного рисунка). Следует отметить, что и музыка и живопись в совокупности наиболее полно отражают звуковой и визуальный компоненты художественной картины мира.
Еще один выделенный нами вид искусства — художественная литература. В произведениях этого вида искусства доступ к сокровищницам мировой культуры осуществляется через перевод смысла с подсознательностью на осознанный уровень и наоборот. Это объясняется тем, что в литературе мысли поэтов, писателей (в отличие от композиторов и художников) излагаются на доступном общепринятом языке. В данном виде искусства особую роль играет слово. В человеческой речи младший школьник усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Кроме того, символизм языка побуждает младшего школьника к созданию новых для себя реалий. Эти упражнения воображения, безусловно, полезны — ведь он соотносит себя реального и себя воображаемого, себя и героев из фольклора и художественных произведений, ориентируясь подобным образом в социальном пространстве.
Критерии оценки реальных учебных проблем
Для того чтобы учитель мог целенаправленно подводить учащихся к выбору проблем для учебных занятий, можно предложить несколько критериев их отбора. Некоторые критерии уже упоминались. Так, проблемы должны соответствовать потребностям и интересам конкретной группы учащихся. То, что может стать пробл ...
Результаты экспериментального исследования
По завершению развивающей работы, нами вновь была проведена диагностика с целью выявить эффективность патриотического воспитания подростков. Для диагностического материала нами были взяты следующие методики: Проективный тест рисунок «Дети рисуют Родину». Цель: выявить уровень развития патриотическо ...
Особенности формирования экономических знаний у умственно отсталых школьников
Анализ литературы, теория и практика педагогических исследований показали, что адаптационные проблемы возникают повсеместно. Наиболее остро они проявляются при начале учёбы в школе, переходе из класса в класс, при выпуске учащихся из школы, при поступлении в специальные учебные заведения. Ряд этих ...