Индивидуальность младшего школьника неповторима и уникальна, поэтому реализация художественно-образного воображения — творческий акт, то есть внесение в мир нового, ранее может даже не существовавшего.
Процесс рождения ребенком начальных классов образов, как продукта воображения, является ничем иным как выражением своих чувств (относящихся к какому-либо событию, какой-либо ситуации), опирающихся на ощущения всех сенсорных модальностей: запах, вкус, цвет, тактильные, звуковые, зрительные ощущения.
В творческом акте ребенок на практике овладевает выразительными средствами музыкального и изобразительного искусства.
В процессе экспериментальной и педагогической деятельности нами был апробован прием «визуализации» звука, заимствованный из программы С. Л. Долгушина «Основы музыкальной импровизации и моделирования».
Данный прием подразумевает воплощение своих впечатлений на бумаге, в виде графических линий, контурных фигур, цветовых пятен, абстрактных и предметных рисунков. Именно поэтому неотъемлемым атрибутом, используемым на занятиях по музыке в условиях нашего эксперимента, являлся альбом для рисования.
Необходимо отдельно сказать об использовании в нашей практике работы с детьми аудиозаписи произведений в исполнении симфонического оркестра, обладающего необычайно широкими выразительными и изобразительными возможностями. Различные комбинации и сочетания оркестровых красок позволяют получить безграничное число живописных, колористических эффектов, что в достаточной степени активизирует художественно-образное воображение учащихся младших классов, дает им возможность рождать свои, субъективные образы, воспроизводя их при желании в своих рисунках.
Так, например, после прослушивания прелюдии М. Чюрлениса, мы провели с учащимися обширную беседу. Рассуждения учащихся о полученных в процессе прослушивания впечатлениях, свидетельствовали о том, что учащиеся точно уловили образную атмосферу произведения. Одни говорили о «грусти, печали, пасмурном осеннем утре». Другие, о «каплях дождя на стекле», кто-то услышал, как «осенний ветер кружит листья, опавшие с деревьев». В большинстве изобразительных работ (рисунков) учащихся, цветовая палитра ограничивалась белым, голубым, зеленым, серым и черными цветами.
Следует заметить, что ребенок младшего школьного возраста еще не всегда способен воспринимать музыку адекватно, а тем более адекватно откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов. П оэтому, на начальном этапе развития художественно-образного воображения, перед очередным прослушиванием или просмотром конкретного произведения искусства, педагогу целесообразно давать учащимся опору в ясном и доступном слове (взятом из художественного или поэтического текста), в котором заложен определенный образ, схожий с образом последующего произведения искусства.
Благодаря такой основе, творческого воображение младшего школьника получает своего рода стимул к действию. В связи с этим, становится весьма очевидным то, что младший школьник (особенно в начальной стадии развития образного воображения) лучше воспринимает музыку с текстом (песни) или программную музыку, которая ставит своей целью вызвать в сознании слушателя определенные картины и события, являясь для этого благодатным материалом.
Особенности восприятия личности учителя младшими школьниками
Ранее мы отмечали, что портретная зарисовка о личности учителя до настоящего времени не являлся предметом специального исследования. Поэтому один из первых вопросов, который возник в ходе нашей работы, состоял в том, чтобы определить, каковы особенности восприятия личности учителя младшими школьник ...
Понятие о содержании
воспитания
Содержание воспитания - составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание ...
Подготовка к изучению химических производств
В процессе изучения химических производств, как и во всей учебно-воспитательной работе школы, решающую роль играет учитель. Без достаточно полного и четкого знания учителем технологии химического производства политехническая подготовка учащихся неминуемо примет абстрактный, формальный характер. В ч ...