Приступая к изучению иностранного языка, нельзя пожаловаться на отсутствие интереса учащихся к предмету. Но со временем интерес значительно ослабевает. Возникает вопрос: почему? Одна из причин - это ложное представление о мнимой обязанности ученика учиться. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познавать что-либо, даже если это записано в уставе. Пока обязанность не будет осознана и принята учеником как МОЯ обязанность, он будет «подвергаться обучению», а не учиться. Поэтому проблема мотивации учения представляет собой проблему превращения объекта обучения в субъект учебной деятельности. Деятельности без мотивации не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой как средством формирования личности вовсе не безразлично, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу. А значимость неценных мотивов важно снизить.
Какие же мотивы и антимотивы движут учеником, который овладевает иностранным языком? С этой целью был проведён опрос учащихся 2 класса. По результатам опроса и на основе изучения методической литературы составлена следующая таблица.
Виды мотивации изучения иностранного языка |
Общепринятые мотивы, составляющие тот или иной вид мотивации |
Мотивы (по результатам анкетирования) |
«Антимотивы» (по результатам анкетирования) |
1. Широкая социальная мотивация. |
1.Каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык. 2. Иностранный знают в моей семье, и это побуждает меня изучать его. 3. Изучаю, так как этот предмет есть в школьной программе. 4. Учу из уважения к учителю. 5. Хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей. |
1 .Английский язык интереснее, чем другие языки. 2. Все группы поют на английском языке, хочу знать, о чём они поют. 3.Без знания иностранного языка невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, аннотации. 4. Устраивает учительница и обстановка на уроке. |
1.Хотел бы изучать французский язык, так как он красивее, и мне нравится Франция. 2.Хотел бы изучать китайский язык, так как хочу там жить. |
2. Мотивация, связанная с перспективным развитием личности. |
6. Изучаю, так как иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни. |
5.Чтобы получить хорошую работу в будущем. 6. Чтобы разбираться в компьютере. 7.Понадобится в институте. 8. Для будущей профессии. 9. Так как английский язык международный. |
3. Сомневаюсь, что иностранный язык будет мне нужен в жизни. |
3. Коммуникативная мотивация. |
7.Интересно общаться с ребятами на уроке, обмениваться впечатлениями и т.д. 8.На занятиях иностранного языка интересно. 9.Иностранный язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов. |
10. Хочу пообщаться с иностранцами. 11. Для переписки. 12. На уроках иностранного языка интересно. |
4. Не хочу изучать, так как трудно даётся. |
4. Мотивация, порождаемая учебной деятельностью. |
10. Интересуюсь языком как таковым: нравится отгадывать значения новых слов, выводить правила, выполнять упражнения и т.д. |
13. Нравится работать с магнитофоном, компьютером. 14. Нравится петь песни на уроке. 15. Нравится работать над различными проектами. 16. Люблю писать. 17. Мне нравится всё. |
5. Не люблю, когда задают пересказ. 6.Не люблю переводы текстов. 7.Не люблю словарные диктанты. 8.Не люблю учить стихи, трудно. |
Особенности формирования экономических знаний у умственно отсталых школьников
Анализ литературы, теория и практика педагогических исследований показали, что адаптационные проблемы возникают повсеместно. Наиболее остро они проявляются при начале учёбы в школе, переходе из класса в класс, при выпуске учащихся из школы, при поступлении в специальные учебные заведения. Ряд этих ...
Методические указания к использованию игр на уроках математики в первом
классе
Дидактические игры можно использовать почти на каждом уроке, отводя на их проведение 5-10 минут учебного времени. Дидактическую игру можно начинать, когда учащимися усвоен минимум какого-либо материала. Каждая дидактическая игра преследует определенные цели. Проведение игры с детьми и умелое руково ...
Продуктивное и репродуктивное мышление
Хотя мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть различным. Там, где удельный вес продуктивности достаточно высок, говорят о собственно продуктивном мышле ...