Педагогика как наука и как искусство учить имеет такую древнюю историю, что трудно сказать, откуда пошли ее истоки. Созданы сотни различных методик, написаны тысячи монографий и сотни тысяч брошюр и статей. Теоретические исследования и практические результаты коснулись наиболее доступных и проникли вглубь самых тайных сторон обучения. Но, несмотря на все это, массовая учебная практика обучения достаточно однообразна, однородна и типична.
Почему? Может быть, потому, что рядовой учитель не очень вникает в тонкости педагогической науки и не слишком силен в проблематике научных подходов? Возможно, это так. Но главная причина однообразия методов обучения в школе в другом. Рассмотрим, в чем же…
Педагог, как каждый человек, неповторим, а в работе своей использует в основном те же методы, что и другие педагоги. Еще более странно то, что методы эти сродни конвейерной технологии, хотя обучение, как и воспитание души, по своей сути слишком далеки от подобных регламентированных методов. Парадоксальность этого метода обучения настолько очевидна, что невозможно объяснить в рамках здравого смысла существование и повсеместное преобладание именно этого метода обучения. Поскольку личность человека разнообразна. Ученики в проявлении черт своего характера неповторимы и непохожи друг на друга ещё больше, чем учителя. Естественно, в их отношениях с учителем неповторимость должна лишь усиливаться. На практике мы приходим к тому, что все индивидуальное и уникальное в ученике начинает стираться в процессе обучения.
Еще Стефан Цвейг писал о педагогике 19 века: "Школа была для нас воплощением насилия, мучений, скуки, местом, в котором необходимо поглощать точно отмеренными порциями "знания, которые знать не стоит", схоластические или поданные схоластически сведения, которые мы воспринимали как что-то не имеющее ни малейшего отношения ни к реальной действительности, ни к нашим личным интересам. Это было тупое, унылое учение не для жизни, а ради самого учения, которое нам навязывала старая педагогика. И единственным по-настоящему волнующим, счастливым моментом, за который я должен благодарить школу, стал тот день, когда я навсегда захлопнул за собой ее двери".
К сожалению, и в наше время многие ученики, окончившие школу, могут сказать о своих школьных годах так же грустно, как это сделал великий австрийский писатель. Такой эмоциональный ряд как неуверенность, страх, отчуждение, агрессивность и часто бессилие выразить себя как личность и быть понятым учителем - свойственны многим ученикам. В дальнейшем это приводит к глубоким изменениям в психическом аппарате учеников и неврозам. Возникают обратные связи между ухудшением психического здоровья учеников и ухудшением здоровья учителей. А за психическим здоровьем следует телесное, и оно подвергается опасности. Существующая система обучения очень устойчива и прочно вошла в жизнь по одной лишь причине: ее простота и доступность - с точки зрения преподавателя (объяснение; путем рассказа педагога нового учебного материала, решение задач, задание на дом, а на следующий день - проверка знаний учеников в школе, затем цикл повторяется). Возможность конвейерной технологии в процессе обучения обеспечивает такой системе стабильное существование.
Если исходить из принципа конвейерности обучения, то какие бы методы мы не предлагали, как бы не пытались изменять подходы, и какие бы теоретические обоснования не находили, конвейер приобретения знаний в школе останется навсегда. Во-первых, он технологичен, во-вторых, при любых подходах будут сохранены все основные звенья конвейера: передача знаний, их усвоение учениками, закрепление знаний и контроль. Однако искусство учить должно приносить удовольствие, как и любой другой вид творчества. Однако за творческое удовольствие всегда приходится платить повышенной отдачей физической и нервной энергии. Таким образом нужно создать такую систему, которая доставляет и учителю, и ученикам удовольствие, а не отвращает. Другими словами, традиционному гербартовскому подходу противопоставить альтернативный метод обучения (И.Ф. Гербарт - немецкий философ, психолог и педагог, один из основоположников традиционной школы).
Возможно, анализ влияния эмоций на учебный процесс может помочь в создании альтернативно системы обучения.
эмоциональная ситуация учебный процесс
Сущность воспитания
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-пре ...
Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики
1. Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи. Лингвисты рассматривают язык как сложное многоуровневое ...
Модель интегративного подхода в комплексной подготовке военных специалистов в условиях гражданского морского вуза
Интеграция гражданского и военного профессионального образования вызвана современными потребностями общества в соответствии с социально-политическим и экономическим развитием государства. Повышение качества подготовки будущих военных специалистов в условиях гражданского вуза – одна из немаловажных ...