Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Развитие образования » Новые педагогические технологии в преподавании русского языка » Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Страница 1

Роль наглядности в преподавании языка общепризнанна. Однако один из главных принципов обучения за последние годы претерпел серьезные изменения. Что же нового современная дидактика вносит в понимание наглядности? Какова методическая целесообразность этого нового подхода?

В современной дидактике утверждается более широкое понимание принципа наглядности как систематической опоры не только на конкретные предметы и их изображения, но и на модели.

Что же такое модели? В чем их принципиальное отличие от традиционной наглядности? «Модель — условный образ (изображение, схема, описание и т. п.) какого-либо объекта (или системы объектов)». Натуральные предметы и их изображения дают прежде всего представление о внешнем облике изучаемого объекта, позволяют представить его в целом. Учебные модели воспроизводят лишь отдельные, наиболее существенные стороны явления или процесса.

Однако эти стороны должны быть отражены правильно, адекватно, т. е. быть изоморфны изучаемому явлению.

Для того чтобы сделать средство обучения наглядным, необходимо выделить основные свойства изучаемого явления (т. е. превратить его в модель), правильно, адекватно отразить эти свойства (т.е. сделать модель изоморфной изучаемому явлению) и, кроме того, обеспечить доступность этой модели для учащихся.

Таким образом, изоморфизм и простота рассматриваются как отличительные признаки наглядности.

Средства наглядности обретают новую функцию — управления познавательной деятельностью ученика. С их помощью можно подводить школьников к необходимым обобщениям, учить применять полученные знания. Не случайно поэтому наряду с традиционным термином «наглядное пособие», употребляются более точные: средства наглядности, средства обучения.

Наибольший педагогический эффект наглядность дает, если сочетается со словом учителя, который организует наблюдения учащихся, побуждает их к самостоятельным выводам. Следовательно, дело не только в характере того наглядного материала, который включается в учебный процесс, но и в методике его использования. В современной дидактике справедливо подчеркивается необходимость поиска новых форм сочетания наглядности со словом учителя (в, частности, для создания проблемных ситуаций).

Считается целесообразным разграничивать языковую и речевую наглядность, поскольку школьный курс русского языка предусматривает решение теоретических и практических задач. Основания для подобного разграничения находятся у психологов. Так, В.А. Артемов языковой наглядностью называет «такую специально обработанную подачу» материала, которая позволяет выявить законы языка. Д. Н. Богоявленский утверждает: «В языке есть своя особая языковая наглядность, которая служит чувственной опорой при формировании грамматических понятий».

Именно для языковой наглядности принципиально важен тот новый подход, который утверждается в современной дидактике. Так, средства наглядности, особенно предназначенные для формирования грамматических понятий, допускают широкое использование элементов, абстракции, в частности отдельных морфем. Именно так построены многие таблицы по морфологии и орфографии.

Схематическое изображение языкового материала является своеобразным моделированием, т. е. воспроизведением существенных сторон изучаемых правил, определений, понятий. Подобные модели в наглядной форме раскрывают грамматические закономерности, облегчают формирование не только представлений, но и понятий.

Главная задача речевой наглядности для уроков русского языка — облегчить запоминание наиболее трудных случаев словоупотребления, словообразования, соблюдения норм литературного произношения. Поэтому средства речевой наглядности, призванные облегчить воспитание культуры речи, воспроизводят конкретные слова, словосочетания, предложения.

Современная дидактика исходит из необходимости широкого оснащения педагогического процесса. Этот подход отражен в специальном нормативном документе, который регламентирует разработку средств обучения по всем учебным предметам, в том числе и по русскому языку. Типовой перечень предусматривает создание средств, ориентированных на разные виды восприятия, разные способы подачи материала, разные организационные формы работы с ним.

Страницы: 1 2 3 4 5

Сущность понятия «пространственное мышление»
Задача дифференциации учащихся в системе непрерывного образования требует разработки и применения таких диагностических методик, которые позволяли бы выявлять и оценивать психические свойства и качества, значимые для успешности усвоения различных систем знаний, овладения рядом профессий, для личнос ...

Анализ практики использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя
Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя. Как оказалось, учителя редко обращаются к этому приему работы. Так, используется сочинение детей на тему «Моя учительница» и методику ко ...

Возрастные особенности старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте выделяется 2 формы внеситуативного общения – познавательная и личностная. [41 с-10] В первой половине дошкольного возраста (3–5 лет) появляется познавательная форма внеситуативного общения ребенка со взрослым. Он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Поэтому дете ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru