Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Развитие образования » Новые педагогические технологии в преподавании русского языка » Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Страница 3

К моменту изучения данного правила четвероклассники владеют навыком членения слова на морфемы. Поэтому есть основания утверждать, что представленная на таблице модель орфографического правила доступна учащимся, обладает свойством простоты.

Рисунок 1

В чем преимущество данной таблицы перед обычной? Во-первых, таблица выделяет главное, основное в изучаемом правиле (морфемы, в которых встречается чередование гласных, условия, от которых зависит выбор, правильного написания), облегчает понимание орфографической закономерности, что очень важно, с точки зрения сознательного формирования навыков. Во-вторых, таблица помогает запомнить те корни, для которых характерно чередование е — и, и предупреждает ошибки типа залечь — «залигать», вызванные неправомерным перенесением изученного правила на слова, не относящиеся к данной орфограмме. В-третьих, она позволяет максимально обыграть каждый корень, охватить гораздо более широкий круг слов, чем таблица, содержащая конкретные написания. Таким образом, данная таблица облегчает понимание, применение и запоминание правила.

Этот пример убеждает в том, что для передачи модели того или иного орфографического правила удобны и правомерны таблицы-схемы.

Схемы являются основным средством моделирования синтаксических конструкций; по сравнению со словесным описанием они гораздо более ярко, выпукло передают особенности этих конструкций, их строение, соотношение составных частей. Моделирование языковых явлений полезно и для раскрытия лексических понятий. Так, с помощью схемы можно пояснить соотношение слова и понятия, для обозначения которого оно служит, на таблицах, посвященных синонимам (рис. 2).

Таким образом, таблицы-схемы могут найти широкое применение при изучении различных разделов курса русского языка. Эти средства обучения позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят учащихся к осмыслению той или иной закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, требуют от учащихся определенной мыслительной активности, самостоятельности, развивают абстрактное мышление учащихся, что очень важно, особенно при изучении грамматики.

Рисунок 2

На таблицах по лексике и составу слова, кроме схем, уместны лаконичные рисунки, поясняющие значение слов или отдельных морфем (рис. 3).

Рисунок 3

В отличие от языковых, речевые таблицы, как правило, являются словарными. На конкретном языковом материале полезно строить таблицы по грамматике (например, призванные облегчить запоминание парадигмы разноспрягаемых глаголов, образование и употребление других трудных грамматических форм), по пунктуации (например, поясняющие постановку знаков препинания в сложном многочленном предложении при стечении союзов).

Речевые таблицы призваны облегчить осмысленное запоминание, поэтому при построении и оформлении их необходимо предусмотреть приемы, стимулирующие познавательную активность и самостоятельность школьников.

Например, рисунки в сочетании с дополнительным цветом помогают разграничить взаимосмешиваемые формы собирательного числительного оба (обе), предупредить распространенные ошибки в образовании и употреблении этих форм (рис. 4).

Рисунок 4

Демонстрационные карточки

Кроме готовых, статичных таблиц, позволяющих сразу ввести определенную информацию, в преподавании русского языка большое распространение получили динамичные, подвижные пособия. Их основное преимущество — подача материала по частям, небольшими порциями, возможность видоизменять содержание таблицы, заменять одни элементы другими. Эти особенности динамичных таблиц могут быть полезны не только при объяснении, но и закреплении материала, поскольку облегчают понимание и запоминание его. Таким образом, динамичные пособия могут выполнять функции речевых таблиц. Этой задаче отвечают демонстрационные карточки с отдельными словами, из которых на наборном полотне или специальном стенде монтируются подвижные таблицы (Рис. 5).

Страницы: 1 2 3 4 5

Виды дидактических игр
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устан ...

Характеристика методов передачи и усвоения учебной информации
Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего, следует отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Учитель технологии, рассказывая подросткам о ср ...

Формирование познавательных интересов на уроках чтения у младших школьников через произведения М. Пришвина
Все дети любят читать и слушать чтение. Но уроки чтения не являются для школьников любимыми. Ведь любимые для многих — трудная математика, русский язык с его упражнениями, для других — физкультура, рисование. Лишь несколько учеников в классе поставят на первое место уроки чтения. Причина: дети любя ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru