Рисунок 5
В отличие от статичных пособий демонстрационные карточки позволяют составлять самые различные варианты таблиц, давать одно и то же слово в различном окружении, многократно, облегчая тем самым запоминание конкретного языкового материала.
Для демонстрационных карточек оправданны прежде всего слова, правописание или произношение которых не регулируется четкими правилами, а также наиболее трудные в орфографическом отношении слова. Кроме того, на карточках целесообразно давать и словосочетания (в частности, составные цельные наименования, например: Советский Союз) и предложения (например: Сколько времени?).
С помощью демонстрационных карточек желательно прежде всего повторить те речевые таблицы: по орфографии и орфоэпии, которые, приведены в учебниках. Эти таблицы вводятся в связи с определенным упражнением, в тексте которого встретились трудные случаи правописания или произношения.
Воспроизведение речевых таблиц учебника — лишь начальный этап в использовании демонстрационных карточек. Этот первый вариант экспонируется несколько дней, до проведения соответствующего словарно-орфографического или фонетического диктанта (в момент проведения его карточки, разумеется, убраны). Через некоторое время полезно повторное обращение к использованным демонстрационным карточкам и новый вариант компоновки их.
Демонстрационные карточки расширяют возможность для планомерной, систематической работы над общественно-политической лексикой, тем самым позволяют усилить воспитательную направленность в преподавании русского языка.
Картины
Картины, так же как и таблицы, относятся к числу наиболее распространенных, традиционных печатных пособий, но в отличие от таблиц используются не для изучения основ науки о языке, а как средство развития речи учащихся. Это назначение картины единодушно признано всеми, однако реализуется не всегда достаточно полно и целенаправленно.
Каковы специфические возможности данного средства обучения для формирования коммуникативных умений? Картина является одним из источников высказываний, на основе которых осуществляется обучение школьников разным видам сочинений. Картина может быть полезна для обучения школьников разным жанрам сочинений, и прежде всего описанию, поскольку дает для него уже «готовый» материал, т. е. изображения предметов и явлений действительности. Кроме того, словесное описание того, что изображено художником, предполагает установление определенных связей между отдельными частями картины, т.е. построение высказывания описательного характера. Причем произведения живописи (в частности, пейзажи, натюрморты) позволяют потренировать учащихся в художественном описании увиденного: обращение к этому стилю оправданно характером того изображения, которое предстоит описать ученику, и юный автор как бы соревнуется с художником в яркости, красочности словесного описания.
Яркий зрительный образ вызывает у зрителя естественное желание поделиться своими впечатлениями об увиденном, высказать свое отношение к тому, что изобразил художник. Поэтому картина может быть полезна и для обучений рассуждению. Эта задача предусмотрена, например, в связи с работой по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» в IV классе.
Картина в современной методике развития речи справедливо рассматривается как средство формирования такого коммуникативного умения, как собирание материала к высказыванию, поскольку это собирание предполагает, в свою очередь, умение видеть, наблюдать, сравнивать предметы и явления, устанавливать их сходство и различие, обращать внимание на форму, цвет, местоположение и другие признаки. Кроме того, в процессе этой работы можно показать учащимся, как оформляются материалы для наблюдений, как выглядит такая запись, как она может быть дополнена.
Картина стимулирует поиск языковых средств, адекватных ярким зрительным образам, поэтому может быть использована для закрепления навыков правильного и точного, стилистически целесообразного употребления слов. Именно точность, яркость, образность словесного описания того, что изображено художником (а не просто обогащение словаря учащихся),— главная задача той словарной работы, которая проводится по картине.
Идея рефлексивного подхода
Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования. Рефлексивная культура характеризуется: • готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; • умениями обретать новые смыслы и ценности; • умениями ...
Подходы к поликультурному образованию
Концепции Авторы Цель поликультурного образования Ведущие идеи Аккультурационный подход 1. Много-этническое образование Боос-Нюнниг, Зандфукс Создание, утверждение и развитие гармонии в отношениях между членами различных этнических групп; изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих ...
Психолого-педагогические
основы определения сущности самоконтроля
В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Проблеме самоконтроля посвящены исследования психолога В.В.Чебышевой, так автор под самоконтролем понимает "проверку и оценку собственных действий и их результатов ., используемых механизм ...