Ознакомление детей с формой входит в сферу сенсорного и умственного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Проблема ознакомления детей с геометрическими фигурами является достаточно разработанной.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, она занимала важное место.
Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, и др.[10]) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Систему сенсорного воспитания разрабатывали такие ученые, как: А.В. Запорожец [19], А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер [20], Н.Н. Поддъяков и др. Проблемами восприятия формы дошкольников занимались такие известные деятели как, Л.А. Венгер [7; 20], О.М. Дьяченко [21], А.Г. Маклаков [14] и др. В практике работы дошкольного учебного учреждения ознакомление детей с геометрическими фигурами наиболее полно осуществляется в процессе формирования начальных математических представлений.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта, играет геометрия В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей. Поэтому обучению дошкольников началам геометрии должно отводиться важное место. Изучение этой науки является важным для формирования у детей сенсорных эталонов, умения ориентироваться в форме окружающих предметов, развития навыков конструирования. Геометрия является первичным видом интеллектуальной деятельности, как для всего человечества, так и для отдельного человека.
Ознакомлению дошкольников с геометрическими фигурами уделяли большое внимание Г.М. Лямина [15] и Л.С. Метлина [16] в рамках методического пособия по формированию навыков начальных математических представлений. На современном этапе данной проблемы посвящены работы: Д. Альтхауза [4], А.В. Белошистой [6], М.А. Габовой [9], Е.В. Кербс [12], Н.В. Котовой [22] и др.
В 2009 году была издана Базовая программа развития ребёнка дошкольного возраста "Я у Світі". Однако в ней в периоде дошкольного детства выделены только два этапа – младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Задачи ознакомления детей 4-5 лет представлены в двух частях программы: для младшего и старшего дошкольного возраста. Таким образом педагог самостоятельно определяет уровень сложности задач для конкретной группы. Кроме того, задачи ознакомления детей с геометрическими фигурами представлены в трёх сферах жизнедеятельности "Природа", "Культура", "Я Сам". Таким образом проблема ознакомления с геометрическими фигурами носит интегрирующий характер.
Следовательно, тема нашей работы является актуальной.
Объект исследования – процесс ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами.
Предмет исследования – методы ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами.
Цель исследования: выявить методы ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами.
Гипотеза: процесс ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами будет продуктивным при использовании эффективных методов.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определяем задачи исследования:
выделить особенности восприятия формы детьми пятого года жизни;
проанализировать задачи и содержание по ознакомлению детей пятого года жизни с геометрическими фигурами.
выявить методы ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами.
Методы исследования: в работе использовался метод анализа психолого-педагогической и методической литературы.
Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике
Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий сознание программы проведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью. Обладая богатым воображением, человек может «жит ...
Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву
Изучение теоретических аспектов права и вопросов конституционного права предусмотрено государственным стандартом знания для обучаемых системы общего образования. Знания данных областей права являются тем фундаментом, на базе которого выстраивается вся система других правовых знаний. Изучение теорет ...
Вариативные модели адаптивной школы
Определение сущности адаптивной школы позволяет сделать вывод о том, что в реальной практике возможны любые модели ее построения на основе учета социокультурных и педагогических условий региона. Адаптивность школы в этом случае проявляется в ее способности устанавливать соответствие между спектром ...