Задачи и содержание ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами отражены в программах по дошкольному воспитанию и обучению детей.
Согласно письму МОН "Про організацію та зміст навчально-виховного процесу в дошкільних навчальних закладах – від 06 червня 2005 року № 1/ 9 – 306 (лист МОН України) [13] в дошкольных учреждениях Украины разрешено использовать несколько программ: "Зміст навчально-виховного процесу в дошкільному навчальному закладі визначається Базовим компонентом дошкільної освіти відповідно до програм розвитку навчання, виховання дітей "Дитина", "Малятко", "Українське довкілля", "Дитинна в дошкільні роки", "Зернятко", що рекомендовані Міністерством освіти і науки України. Допускається одночасне використання варіативних програм, визначених Переліком програм, підручників та навчальних посібників, рекомендованих МОН для використання у загальноосвітніх навчальних закладах" [13, 397].
Для определения содержания и объёма задач по формированию знаний о геометрических фигурах у детей пятого года жизни нами были проанализированы разделы "Цікава математика" в программе "Малятко" [3] и "Математична скарбничка" в программе "Дитина" [2], а также программа "Я у Світі" [1]. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Сравнительный анализ программ
Возрастная группа |
Умения детей | ||
"Цікава математика" программы "Малятко" |
"Математична скарбничка" программы "Дитина" |
"Я у Світі" | |
Вторая младшая группа |
Создавать условия для сравнения предметов (по длине, ширине, высоте) и форме (круглая, квадратная, треугольная). Учить обследовать предметы зрительно и с помощью тактильных ощущений. Пользоваться приёмами приложения. |
Различать круг, квадрат, шар, куб. Сравнивать геометрические фигуры с предметами, похожими по форме. |
Создавать условия для сравнения предметов (по длине, ширине, высоте) и форме (круглая, квадратная, треугольная). Учить обследовать предметы зрительно и с помощью тактильных ощущений. Сравнивать множества предметов наложением, прикладыванием. |
Средняя группа |
Знакомить с признаками и названиями геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр). |
Практически различать геометрические фигуры по словесному пояснению. Усвоение их названий (треугольник, круг, четырёхугольник, квадрат). |
Знакомить с признаками и названиями геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр). |
Использовать фигуры как эталоны для определения формы предметов. Учить выполнять следующие задачи: подбирать одинаковые или похожие по форме предметы. |
Определять формы реальных предметов на основе сопоставления их с геометрическими фигурами |
Использовать фигуры как эталоны для определения формы предметов. Учить выполнять следующие задачи: подбирать одинаковые или похожие по форме предметы. |
Изучение физики в средних общеобразовательных
учебных заведениях
Важной педагогической задачей является учет в обучении индивидуальных особенностей учащихся. Требование учета индивидуальных способностей учащихся находит свое отражение в индивидуализации и дифференциации обучения, которые являются осуществлением в обучении дидактических принципов индивидуального ...
Методика проведения формирующего эксперимента
Для проведения обучающего эксперимента была взята экспериментальная группа старших дошкольников с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 7 лет, ДОУ Компенсирующего вида № 5 в городе Усолье-Сибирское. Занятия проводились на основе принципов систематичности, последовательности, индивидуал ...
Нетрадиционные формы проведения лекций
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. С помощью проблемн ...