В последнее время в связи с гуманитаризацией и демократизацией школьного образования большое внимание уделяется поиску наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися. Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенцией как межкультурному общению на иностранном языке. Все это невозможно без привлечения культуроведческого компонента.
Открытость политики Российской Федерации мировому сообществу и являющаяся следствием этого интернационализация всех сфер повседневной жизни общества стимулировали возникновение в нашей стране возможностей реального использования иностранных языков как средств взаимодействия разных национальных культур и традиций.
Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания гражданственности граждан страны возрастает многократно.
В науке созданы предпосылки для решения обозначенной выше проблемы в трудах классиков отечественной педагогики (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Различные аспекты гражданского воспитания представлены в работах по теории и методике воспитания (Е.В. Бондаревская, О.С. Богданова, Б.Т. Лихачев, А.Н. Тубельский, С.Н. Чистякова, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.). Проблема становления различных аспектов гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и др. Но в их работах не уточнялся вопрос о формировании межкультурной коммуникации.
Различные аспекты формирования межкультурной коммуникации представлены в работах О.С. Газмана, Н.М. Таланчука, Е.В. Бондаревской, Г.В. Елизаровой. Но в их работах не поднимался вопрос о гражданском воспитании.
Анализ научных исследований позволяет констатировать их несомненную теоретическую и практическую значимость для решения проблемы гражданского становления личности, однако следует отметить, что большинство этих подходов были оформлены во второй половине XX века и не отражают реалий современного этапа общественного развития России. В современных условиях значимой выступает необходимость разрешения противоречий между общественно-государственным заказом на воспитание социально активных граждан и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской позиции учащихся; между потребностью подростков в гражданской самореализации и недостаточной разработанностью педагогических условий становления их гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Поиск путей разрешения данных противоречий делает актуальной выбранную тему.
Объект исследования: система гражданского воспитания школьников.
Предмет исследования: формирование межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников.
Цель исследования: определить условия формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников.
Гипотеза – при формировании межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания необходимо учитывать следующие условия: 1) если у школьников развита потребность изучать историю и культуру не только своей страны, но и страны изучаемого языка; 2) если учитель создает ситуации общения, вызывающие интерес рассказать об этом иностранным друзьям.
Задачи исследования:
Выявить сущность гражданского воспитания школьников
Определить специфику работы по формированию межкультурной коммуникации при изучении иностранного языка
Создать модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания
Апробировать способы формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания.
Тема, цель, и задачи исследования обусловили выбор комплекса методов исследования: анализ научной литературы по теме исследования, анализ и обобщение опыта педагогической практики гражданского воспитания, наблюдение, анкетирование, систематизация, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В данной главе поставлены следующие задачи: определить сущность гражданского воспитания; охарактеризовать специфику работы по формированию межкультурной коммуникации при изучении иностранного языка; определить модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания.
Комплекс упражнений для совершенствования навыков
чтения
Я считаю, что ребенку, испытывающему трудности в чтении, лучше предложить на время отвлечься от этого "нудного" занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом; выполнение этих упражнений приведет к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих в ...
Содержание технологического образования школьников
Программа учебного предмета - один из основных учебно-программных документов, определяющих содержание обучения учащихся. Перечень формируемых при изучении учебного предмета знаний и умений конкретизирован в ней в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые вместе взятые составляют ее ...
Результаты
воспитательного процесса
Результаты воспитательного процесса - достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Выявить соответствие воспитанности и планируемых результатов помогает диагностика. Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированное™ различных качеств личности. ...