Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования.
Опираясь на исследование Л.Е. Попова, можно привести пример влияния эмоций на учебно-познавательный процесс.
Когда человек получает задачу, на которую нет готового ответа, происходит мобилизация ресурсов, что вызывает стресс. Если значимость получения решения высока, величина стресса будет постоянно нарастать до тех пор, пока:
1) не произойдет переоценка степени важности решения проблемы ("Ну и ладно, не больно-то и хотелось");
2) решение будет найдено ("Эврика").
В момент озарения "Эврика" происходит всплеск положительных эмоций, который обычно субъективно оценивается как торжество победы.
В проведенном исследовании можно выделяются субъективные и объективные признаки эмоций.
Субъективные признаки эмоций, занявшие 1-5 места при ранжировании
Эмоции |
Признаки |
Процент отметивших |
Боязнь |
страх неуверенность беспокойство тревога нерешительность |
84,7 62,6 62,6 13,8 6,9 |
Удивление |
Вопрос "что это?", "неужели?" недопонимание впечатление нового, неизвестного восприятие неожиданности недоумение |
59,7 29,1 22,2 16,6 12,5 |
Недоумение |
вопрос "почему?" не пойму, что случилось почему так, когда я знаю по-другому? удивление |
65,2 61,1 31,9 19,4 |
Догадка |
душевный и эмоциональный подъем желание высказать свое предложение улавливание сути понимание чего-либо после размышления |
45,8 27,7 26,3 22,2 |
Сомнение |
неуверенность неопределенность нерешительность боязнь получить плохую оценку |
52,7 50,0 18,0 9,7 |
Злость |
неудовольствие, обида нервное напряжение, раздражение неприятное чувство состояние гнева, недоброжелательности |
35,5 20,8 19,4 18,0 |
Обида |
недовольство отвращение к себе и обидчику огорчение вопрос "за что?" |
48,6 34,7 27,7 9,7 |
Стыд |
неудовлетворенность удрученное состояние на душе нехорошо совесть мучает, раскаяние |
26,3 19,4 13,8 12,5 |
Увлечение |
захваченность чем-либо любопытство удовольствие интерес устремленность |
33,3 29,1 22,2 11,1 9,7 |
Интерес |
желание глубоко познать желание достичь цели удовольствие эмоциональный подъем увлечение |
38,8 30,05 30,5 16,6 12,5 |
Любознательность |
интерес (вопросы "как?", "почему?" увлечение стремление все знать состояние нетерпения состояние возбуждения |
56,9 52,7 40,2 23,6 6,9 |
Воодушевление |
желание действовать физический и эмоциональный подъем чувство легкости удовольствие |
34,7 16,6 13,8 12,5 |
Любопытство |
интерес (заинтересованность) увлечение возникновение вопросов ("почему так, а не иначе?" и т.п. желание узнать |
59,7 59,9 31,9 15,2 |
Безразличие |
нежелание учиться отсутствие интереса пассивность равнодушие |
70,0 61,1 35,5 12,5 |
Разочарование |
эмоциональный спад обида упадочническое настроение нежелание продолжать начатое дело из-за неудачи |
34,7 20,8 19,4 18,0 |
Скука |
безразличие отсутствие интереса тягостное внутреннее состояние, сонливость |
76,3 68,0 37,5 |
Радость |
воодушевление счастье энергия хорошее настроение |
54,1 48,6 25,0 23,6 |
Удовольствие |
счастливое состояние хорошее настроение спокойствие желание работать уверенность в себе |
73,6 69,4 36,1 16,6 11,1 |
Выбор и обоснование психолого – педагогической системы требований к
профессиональной подготовке будущих специалистов
Специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и науке, соответствующие требованиям новых технологий, которые неизбежно будут внедряться; ему нужны базовые знания, проблемное, аналитическое мышление, социально-психолог ...
Медицинские аспекты полового воспитания
Рассмотрим вопрос о сохранении здоровья граждан. Здоровье — одна из главных ценностей человека, и его сохранение — важная общественная задача. Здесь мы касаемся лишь тех моментов сохранения здоровья, которые имеют непосредственное отношение к половому воспитанию. Прежде всего — это профилактика вен ...
Условия и задачи развития продуктивного мышления в
учебной деятельности
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся седьмых классов средней школы нами было проведено исследование. Работа велась с октября 1995 по март 1996 гг. и предусматривала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, ...