Таблица 1 – Профессионально-педагогические деформации.
Условия возникновения / причины |
Деформации |
Проявления |
Общепрофессиональные (делают работников одной профессии узнаваемыми, похожими) | ||
Многолетние выполнение профессиональной деятельности |
Дидактогения, Дидактичность, Педагогический догматизм, Монологизм |
Выражаются в стремлении педагога все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании; формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности. |
Специальные профессиональные (возникают в процессе специализации по профессии) | ||
Разделение труда, узкая специализация |
Изменения в личности, обусловленные принадлежностью к конкретной специальности, Ролевой экспансионизм, Консерватизм, Информационная пассивность педагога |
Деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета; регулярно репродуцируется один и тот же учебный материал; проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности |
Профессионально-типологические (обусловлены наложением индивидуальных психологических особенностей на психологическую структуру деятельности) | ||
Предел развития уровня образования и профессионализма, психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов, а также возрастные изменения, связанные со старением в сочетании с кризисами профессионального развития |
Стагнации профессионального развития |
Социально-психологическое старение: ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, изменение эмоциональной сферы, возникновение дезадаптивных форм поведения, рост потребности в одобрении и др.; - нравственно-этическое старение: навязч. морализирование, скептическое отношение к молодежной субкультуре, противопоставление настоящего прошлому, преувеличение заслуг своего поколения и др.; - профессиональное старение: невосприимчивость к нововведениям, канонизация индивид-го опыта и опыта своего поколения, трудности освоения новых средств труда и технологий, снижение темпа выполнения проффункций и др. |
Слабые или неверные мотивы профессионального выбора, отсутствие навыков целеполагания |
Деформации профессиональной направленности личности |
- искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель») - перестройка ценностных ориентаций - преобладание внешней мотивации над внутренней - низкая эффективность деятельности, отсутствие удовлетворения, пессимизм |
Деформации, возникающие на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др.) и черт характера |
- комплекс превосходства - гипертрофированный уровень притязаний - завышенная самооценка - психологическая герметизация - нарциссизм - ролевая экспансия - властолюбие - «должностная интервенция» - доминантность - индифферентность и др. | |
Нарушение условий субъектности, эмоциональная напряженность профессионального труда |
Дезаптация (социальная) личности: Авторитарность, Поведенческий трансфер, Неадекватная самооценка, Обученная беспомощность, Формализм, Доминантность, Синдром «эмоционального сгорания» |
Проявляется в основном в завышенной самооценке связанной с ролью всезнающего учителя; искажение анализа ситуации, информации из памяти, неадекватное принятие решений, планирование действий и оценивание результата; недовольство не только трудом, но и всей жизнью. Агрессивность, враждебность, конфликтность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится на отношения с окружающими и даже с близкими. |
Индивидуализированные (являют психологическое сращивание личности и профессии) | ||
Вживание в объект профдеятельности |
Искажение личности в зависимости от особенностей объекта деятельности |
У педагогов, например, перенимание фрагментов поведения, привычек, особенностей восприятия обучающихся |
Многолетнее выполнение одних и тех же задач, действий |
Стереотипизация |
искажение отражения профессиональной реальности, разного типа психологические барьеры, ошибочные действия и неадекватные реакции |
Долговременное погружение в профессиональную роль, психологическое сращивание личности и профессии |
Акцентуации характера личности |
- сверхответственность, - суперчестность, - гиперактивность, - трудовой фанатизм, - профессиональный энтузиазм |
Долговременное погружение в профессиональную роль, психологическое сращивание личности и профессии |
Демонстративность, Педагогическая индифферентность |
Качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя; |
Понятие адаптивного
тестирования и принципы его реализации
Под адаптивным тестовым контролем понимают компьютеризованную систему научно обоснованной проверки и оценки результатов обучения, обладающую высокой эффективностью за счет оптимизации процедур генерации, предъявления и оценки результатов выполнения адаптивных тестов. Эффективность контрольно-оценоч ...
Роль социального педагога в
системе социально-правовой защиты детства
Решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время – неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, вожатый, педагог-организато ...
Профессиональная
направленность будущих специалистов – учителей «Технологии»
специалист учитель технология Выбор профессии не всегда происходит гладко. Здесь возможны промахи и ошибки. По мнению академика Е.А.Климова, можно выделить следующие компоненты, играющие важную роль при выборе профессии: информированность; склонности; способности; определенные отношения с родителям ...