Личностный компонент формируется за счет качеств и способностей, присущих личности педагога и способствующих эффективной педагогической деятельности. Педагогических качеств и способностей, определяемых авторами научной литературы, как необходимых для педагогической деятельности, выделено очень много. Обоснование важности этих качеств для педагогической деятельности почти всегда связано с понятием профессионализма педагога, как с представлением об идеальном результате.
О наполнении личностного компонента можно получить представление из трудов таких авторов как А.К. Маркова, В.Я. Синенко, М.И. Лукьянова, Н.В. Бордовская, А.А. Реан и др. К качествам личности педагога, необходимым в профессиональной деятельности, данные авторы относят комплекс социально- психологических качеств, качеств обеспечивающих культурно-нравственный облик, а так же рефлективность, как возможность посмотреть на свой труд с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к своей профессии; гибкость мышления и поведения; эмпатичность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность, как визуальность, внешняя привлекательность преподавателя, способность расположить к себе обучающихся манерой поведения, внешним видом.
Н. В. Корепанова, И. М. Хакимзянова, О. И. Щербакова важную роль отводят способности к самообразованию и самовоспитанию, они отмечают, что профессия педагога немыслима вне постоянного самосовершенствования, так как он должен быть образцом для обучающихся. Самообразование и самовоспитание связаны с актуализацией таких личностных качеств, которые способствуют самоинформированию, самопобуждению, самоорганизации [31, с.66].
Среди особо выделенных качеств личности присутствуют: стремление к творчеству (А.А. Реан); потребность в социальном взаимодействии (А.В. Петровский); профессиональная направленность (А.М. Столяренко).
Профессиональная направленность – ведущее свойство личности профессионала, заключающая в себе особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. Она характерна положительным отношением к профессии, одобрением ее целей и задач, испытываемой потребностью посвятить себя их достижению и решению, оценкой ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, индивидуальным способностям, возможностям самореализации и самоутверждения, взвешенным отношением к ее трудностям.
Профессиональную направленность наполняют следующие компоненты: социально-профессиональные взгляды, убеждения, идеалы, ценности; профессиональные потребности; профессиональные интересы, установки, планы, отношения; профессиональная концепция; профессиональные мотивы.
Человек не может быть профессионалом, если направленность у него не развита. Исследования показывают, что она возникает у получающих профессиональное образование от курса к курсу не автоматически. Нередки случаи, когда часть разочаровывается в своем выборе, у других направленность ухудшается к выпуску, у третьих наблюдаются деформации ее, приводящие затем к злоупотреблениям на работе, аморальным фактам. Формирование профессиональной направленности – стержень формирования личности профессионала.
Мы согласны с А. М. Столяренко в том, что педагогическая направленность является ведущим качеством педагога, главенствует над остальными педагогическими качествами личности и предопределяет их. А также в том, что низкий уровень педагогической направленности преподавателя – глубокий и не компенсируемый ничем источник слабых достижений и формально-чиновничьего подхода к педагогическому долгу.
Результаты исследования влияния дидактических игр на развитие внимания
учащихся 5 классов
Педагогический эксперимент чаще всего преследует цель проверки эффективности различных педагогических воздействий (методы, приемы, формы организации учебной или воспитательной работы). Это значит, что с помощью эксперимента может и должна быть установлена причинная связь между проверяемыми педагоги ...
О сущности образования в «Школе жизни»
Для определения целей образования «Школы жизни» следует пояснить содержание базисных понятий - Воспитание и Образование, так как бережное воспитание открывает путь к правильному образованию. В теории гуманно-личностного подхода к детям содержание этих понятий подвергается обновлению: в них восстана ...
Методические особенности использования компьютера на уроках математики
а) Методы использования мультимедийных презентаций Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит перед собой учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наибол ...