Приёмы работы самые разнообразные. Так, при написании сочинения по картине А. Пластова «Первый снег» второклассники используют опорные слова, которые учителем заранее записаны на доске:
снег (мягкий, пушистый, рыхлый, липкий, мокрый, сухой, мелкий, колючий); снежинки (маленькие, лёгкие, красивые, холодные, сверкающие, причудливые); падают (летят, кружатся, ложатся, усыпают землю); небо (низкое, облачное, серое, пасмурное, мутное, хмурое, неприветливое).
В результате учащиеся имеют возможность при работе над сочинением «Первый наряд зимы» выбирать самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.
Работая над содержанием картины И. Шишкина «Утро в лесу», учительница предлагает детям самостоятельно её рассмотреть и ответить на вопросы: какое время года изображено? Какое время дня? Почему утро?
Вместе с Надеждой Петровной дети рассуждают и доказывают, что на картине действительно утро, так как виден туман, солнце освещает верхушки деревьев, роса не высохла и т.д. Всё это помогает им описать картину. Вот одно из сочинений:
Утро. Ещё не высохла роса. Солнечные лучи освещают верхушки сосен. Вышла медведица со своими детьми погулять. Смотрит оно, как её медвежата качаются на сломанной сосне.
Готовясь к сочинению К. Юона «Зима», второклассники предварительно упражняются в распространении простых предложений, данных учительницей:
Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Все деревья в снегу.
Затем пишут сочинение «Волшебница-зима». Вот одно из них:
После дождливой осени незаметно подкралась чародейка-зима. Снежинки летят, падают, словно белый пух. Мягким ковром укутал снег землю. Надел на деревья белые пушистые косынки, шапки.
В 3-м классе детям предоставляется большая самостоятельность. Так, при работе над сочинением по картине В. Васнецова «Алёнушка после знакомства с биографией художника и подробного анализа произведения «Иван-царевич на сером волке» учащимся предлагается самостоятельно рассмотреть картину «Алёнушка» и подумать, какое чувство оно навевает, затем написать сочинение по плану: 1. Вступление (о В.М. Васнецове). 2. Описание картины (природа, девочка, природа грустит вместе с девочкой). 3. Моё отношение к картине.
В качестве результата работы Надежда Петровна приводит выдержки из сочинений учащихся, которые показывают умения детей по-своему, индивидуально передать увиденное:
На картине В.М. Васнецова мы видим бедную крестьянскую девочку. Печальная сидит оно на холодном камне у лесного озера. Вечер. Не поют птицы. Тихо роняют листву берёзы. Спокойна водяная гладь. Природа затаилась, сочувствуя девочке. (Паша Т.)
Сидит Алёнушка и грустит. Вся природа грустит вместе с ней. Щебечут ласточки, словно хотят утешить её. Даже пруд потемнел. (Дима К.)
Алёнушка сгорбилась, её грустный взгляд устремлён в озеро. От её печали озеро потемнело. Берёзы качаются и как бы успокаивают Алёнушку. (Наташа Р.)
При написании сочинений дети пользуются вот такой памяткой:
Подбери эпиграф.
Напиши вступление.
Пиши на тему, соблюдая последовательность.
Сделай вывод.
Для и з л о ж е н и й – с о ч и н е н и й С.Г. Сулейманова рекомендует использовать следующие тексты. [36: 99]
Зайчик (2-й класс)
Бежал зайчик по полю и забежал в огород. Там росла капуста, морковь. Зайчик стал грызть морковку.
Вдруг показался хозяин…
Используйте слова: вскочил, побежал, выбежал из огорода, скрылся в кустах.
Котёнок (2-й класс)
Я нашла в саду котёнка. Он мяукал и…
Реализация педагогических условий в группах раннего возраста
Обучение ребенка математическим представлением осуществляется в процессе совместной деятельности педагога и детей в ходе дидактических игр. Для реализации первого условия мы систематизировали игры для развития математических представлений представленных в таблице 6. Таблица 6 -- План системы провед ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
Особенностям развития детей младшего дошкольного возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Б.Д. Эльконин и др. По мнению Б.Д. Эльконина дошкольный возраст 3-4 лет является периодом интенсивного психического развития. Ос ...
Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву
Общеизвестно, что организация правового обучения должна иметь «оформленный» характер. Это тем более важно, если речь идет о системном обучающем процессе. Существующие мнения среди специалистов относительно данного вопроса позволяют выделить определенные типы и формы учебных занятий по праву на базе ...