Как показали результаты, создание речевой ситуации как отдельного этапа и включение его непосредственно в подготовку к сочинению приводит к заинтересованности учащихся в написании сочинения, неравнодушному отношению к собственному словесному творчеству. Ученика работают с большим удовольствием, они хотят писать и ощущают необходимость в новом для их возраста виде речи – письменной речи.
По-своему оригинален метод подготовки к сочинению во IV классе, который предлагает Л.С. Саломатина в ходе урока по подготовке к сочинению-мозаике «Краски весны» различные подготовительные беседы и упражнения, оборудование в виде плаката с записью темы сочинения «Краски весны»; репродукций картин: И. Левитан «Март», «Весна – большая вода», А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.; звукозаписи П. Чайковского; стихотворения Е. Баратынского, О. Высотской, рассказ М. Пришвина «Золотой луг»; иллюстрации с изображением перелетных птиц, зеленой рощи, цветущих садов (яблони, вишни), первоцветов, красных, желтых, белых тюльпанов, сирени, черемухи. [30: 63–68]
Учитель предлагает послушать пьесу «Март», затем в ходе беседы выясняет, какие звуки весны услышали дети. Учащиеся читают стихотворение слушают звукозапись «Голоса весеннего леса»; после прослушивания ученики называют птиц, чьи голоса они узнали.
Учитель также обращает внимание учащихся на запись темы сочинения на доске.
По ходу урока каждая иллюстрация прикрепляется на доску под запись. В конце урока дети наглядно убеждаются, что краски весны похожи на мозаику.
Затем составляют план сочинения. После чего учитель открывает на доске запись начала сочинения.
Весна в разгаре. С каждым днём весна-красна всё больше радует нас теплом и светом. Много изменений происходит весной. Всё больше запахов мы чувствуем, слышим весенних звуков и, конечно, видим разноцветные краски весны.
После тщательной подготовки учитель предлагает выбрать себе ту зарисовку, которую бы хотели составить, и писать сочинение дома, понаблюдав в природе за красками весны. Сочинение предлагается написать в прозе, в жанре сказки. Можно сделать иллюстрацию. Затем предлагается соединить все зарисовки, чтобы получить красивое сочинение-мозаику на тему «Краски весны».
Не теряет свою значимость опыт педагога К.М. Тихомировой, которая предлагает проведение работы над изложением по диафильму. [37: 19] В статье автор подробно излагает методику работы с кадрами диафильма на уроке, за время которого дети писали изложение.
В письменных работах младших школьников встречаются как речевые (лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические), так и неречевые (композиционные, логические, искажения фактов) ошибки.
Система исправления и предупреждения этих ошибок предусматривает классную работу над ошибками общими, типичными; индивидуальную и групповую внеурочную работу над отдельными (индивидуальными) ошибками; систему стилистических и иных языковых упражнений; языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики; языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением; специальное обучение школьников самопроверке и самосовершенствованию («редактированию») собственного сочинения и изложения и мн. др.
Основное содержание уроков по развитию связной речи составляет подготовка и проведение различных сочинений и изложений – упражнений взаимосвязанных и в равной степени необходимых в школьной практике.
С о ч и н е н и я как устные (то есть рассказы), так и письменные различаются:
Технология самооценки - «языковой портфель»
Одной из технологий личностно ориентированного обучения, пока еще не вошедшей широко в практику обучения русскому языку, является «Языковой портфель». В чем состоит данная технология и как она может быть использована в школе? «Языковой портфель» - это комплект документов и самостоятельных работ уче ...
Развитие разговорной речи в начальных классах школы глухих на различных
уроках
Разговорная речь наиболее интенсивно развивается в связи с деятельностью. Методика же работы по развитию диалогической речи в связи с различными видами деятельности носит общий характер (Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.С., 1980г.). Поэтому, прежде всего остановимся на примере уроков пр ...
Диагностика процесса развития воображения младших школьников
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развитости представлений у младших школьников: 1. «Высокий уровень». Возникновение ярких образных представлений в процессе восприятия трех видов искусств (музыки, живописи, литературы). Т. е. когда у ...