Волевое усилие качественно отличается от усилия мышечного. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным и даже разрушительным для организма. Е. П. Ильиным [10, с. 94-95] установлено, что интенсивность волевого усилия зависит от:
• мировоззрения личности;
• моральной устойчивости личности;
• степени общественной значимости поставленных целей;
• установки по отношению к деятельности;
• уровня самоуправления и самоорганизации личности.
Однако одного лишь понимания значимости выполняемого действия или его соответствия моральным принципам недостаточно, чтобы заставить человека бороться с трудностями. Чтобы понимание породило стремление, подавляющее и подчиняющее себе многие другие желания, оно должно подкрепляться острыми переживаниями, внутренней необходимостью так поступить.
Волевое действие каждого человека несет в себе особую неповторимость, так как является отражением его индивидуальности и относительно устойчивой структуры личности. Именно воля как сознательная организация и саморегуляция позволяет человеку управлять своими чувствами, действиями, познавательными процессами. В рамках волевой сферы Е. И. Рогов [23, с. 144] выделяет качества, характеризующие как волевую сферу человека в целом, так и отдельные звенья волевого акта.
Итак, волевые качества - это специфические проявления воли в различных ситуациях, выступающих для человека в качестве трудностей. В. С. Мухина [18, с. 173] выделяет, по крайней мере, две группы волевых качеств: одна из них характеризует упорство, другая — самообладание.
Упорство в достижении цели проявляется через терпеливость, т. е. через однократное, но длительное противодействие фактору (в основном — физиологическому), вызывающему утомление, гипоксию (недостаток кислорода) или боль, и через настойчивость, т. е. через стремление достичь отдаленную по времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности. В отличие от терпеливости, настойчивость — это многократное проявление силы воли на пути к достижению цели.
К волевым качествам, характеризующим самообладание, И. З. Гликман [7, с. 96] относит смелость, т. е. способность человека качественно выполнять задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха, сдержанность (выдержка), т. е. способность подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, собранность (сосредоточенность), т. е. способность концентрировать внимание на выполняемом задании даже, несмотря на помехи.
Третья группа волевых качеств, включает в себя решительность и инициативность. Решительность характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т. е. когда принятие неправильного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения. Она может проявляться как в индивидуальной, так и в групповой деятельности. Инициативность характеризуется взятием на себя ответственности за принимаемое решение во время групповой деятельности, когда группа затрудняется найти правильное решение.
Между волевыми качествами из различных групп, отмечает Е. И Рогов [23, с. 146] может не быть связей. Это значит, что можно быть смелым, но нерешительным, настойчивым, но несмелым и т. д. Правда, в опасной ситуации боязливые проявляют большую нерешительность, чем смелые, но в ряде случаев именно трусливость делает человека решительным («лучше любой исход, чем бесконечное переживание опасности»).
Учителю следует учитывать, что в волевых качествах проявляется не только моральный (социальный) компонент, но и генетический: волевые качества тесно связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Поэтому страх и неспособность школьника владеть собой при его возникновении может иметь врожденную основу, так же как неспособность терпеть долго усталость, принимать быстрое решение и т. п. Это не означает, что учителю бесполезно развивать волевые качества у учащихся. Однако нужно избегать и излишнего оптимизма и стандартных подходов в развитии волевых качеств у некоторых школьников [10, с. 168]. Нужно знать, что на пути развития волевых качеств педагог может столкнуться с трудностями, поэтому от него требуются чуткость (нельзя, например, боязливому приклеивать ярлык труса), терпеливость и педагогическая мудрость.
Обоснование проблемного подхода, реально значимого для учащихся
Каким образом обосновать применение реального проблемного подхода в обучении географии? Здесь можно выдвинуть, по крайней мере, три причины. Во-первых, становится все более очевидным, что умение решать проблемы играет важнейшую роль в жизни граждан любой национальности, будь то высокоразвитые или р ...
Историко-критический образ методики чтения
При исследовании значимости обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я обратилась к опыту учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области. Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методики чтения прошлого. Историковедческой основой методики чтения ...
Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
Социальный-педагог является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, необщественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные дви ...