Разработка модели с комплексом дидактических игр, обеспечивающих активизацию деятельности учащихся начальных классов на уроках математики

Развитие образования » Разработка модели с комплексом дидактических игр, обеспечивающих активизацию деятельности учащихся начальных классов на уроках математики

Тема работы является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как младший школьный возраст имеет большие возможности для систематического восприятия нового материала и надо так организовать учебный процесс, чтобы влиять на развитие детей, давать эмоциональную направленность. Для младших школьников учение - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой учебный материал.

Так как ведущий тип деятельности младших школьников - учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование учебной деятельности.

Именно в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако, этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этих осложнений, по нашему предположению, в учении необходимо широко использовать различные игры - учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.

К сожалению, некоторые учителя отказываются от проведения игр на уроках математики, объясняя это тем, что играть некогда, надо работать.

Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце 19 века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. В России дидактическое значение игры доказал К.Д. Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинского.

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей.

Выбор темы обусловлен тем, что использование дидактических игр на уроках математики делают процесс обучения более привлекательным для младших школьников и повышают уровень усвоения материала.

Цель исследования - построение модели с комплексом дидактических игр, обеспечивающих активизацию деятельности учащихся начальных классов на уроках математики.

Объектом исследования является процесс использования дидактической игры на уроках математики.

Предметом исследования является комплекс дидактических игр, применяемых на уроках математики.

Гипотеза исследования - учебная деятельность младших школьников будет наиболее успешной, если на уроках математики использовать дидактические игры.

Задачи исследования:

- дать психолого-педагогическое обоснование необходимости и возможности применения дидактических игр при обучении математики младших школьников.

- сформулировать требования к проведению дидактических игр на уроках математики в начальной школе.

- подобрать серии дидактических игр и показать их влияние на усвоение учебного материала.

- проверить экспериментально эффективность использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессе;

- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Структура и содержание работы: курсовое исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении раскрыта актуальность темы, сформированы цели и задачи исследования, отражаются сведения об объекте и предмете исследования.

Задачи и содержание работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития устной речи
Важной частью занятий по развитию речи является формирование умений выражать в ней разнообразные смысловые отношения. Эта работа воспитывает у детей логико-грамматическую сторону речи, новые слова осознаются и усваиваются лишь в связи с другими словами. В языковой системе выделяются виды смысловых ...

Использование уроков нетрадиционной формы для обучения лексике на среднем этапе обучения
Так говоря о нетрадиционных уроках, на наш взгляд, необходимо заострить внимание на принципы организации и проведения, периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Говоря об организации и проведения нестандартных уроков необходимо отметить, что в их основу положено несколько принципов: 1. ...

Язык как знаковая система
Язык - это знаковая, коммуникативно-познавательная система. Коммуникативная - значит система общения. Познавательная - значит средство познания. Что значит знаковая? Что такое знак? В действительности обмен информации в человеческом обществе строится на прямо противоположном принципе: адресату сооб ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru