Методика «Когда ты был маленьким». Обогащение образа-Я детей сведениями об их прошлом. Методика представляет собой рассказы ребенку – в присутствии нескольких других детей – о том, каким он был, когда был совсем маленьким («родился без волос на голове или совсем светлыми волосиками, а теперь они каштановые; не умел ходить и говорить; сначала только стоял в кроватке, держась за перила, ползал по полу, ел из бутылочки и т.п.»); о том, кого и что он любил или не любил (людей, животных, кушанья, игрушки); о событиях, участником которых он был (ездил на машине, автобусе, поезде, пароходе, впервые фотографировался, удивился, увидев корову или подъемный кран). Все это представляет для детей огромный интерес. Так складывается история их собственной жизни, в которой было столько важных и забавных событий. Они видят себя в динамике – какими были и какими стали. Подобные рассказы всегда привлекают несколько слушателей: они подчеркивают интерес и уважение взрослого и могут положительно влиять на самоуважение детей. Перед началом этой работы желательно расспросить родителей об интересных случаях из жизни их детей [28, 41].
Методика «Домик по заказу зайца». Формирование критической оценки результатов своей продуктивной деятельности. Умение критически оценивать результаты своей деятельности является важной предпосылкой становления в старшем дошкольном возрасте критической моральной самооценки. Она появляется только в старшем дошкольном возрасте, но, к сожалению, не у всех детей. Ее формирование следует начинать уже на четвертом году жизни, хотя в этом возрасте речь идет не о самой моральной самооценке, а только о ее предпосылках.
Основной предпосылкой является способность критически отнестись к каким-то сторонам своей деятельности. Формирование такой способности представляет трудности, так как идет вразрез с тем, что ребенок стремится считать хорошим и себя, и все, что он делает. Дети этого возраста не только не склонны к самокритике, но и достаточно негативно относятся к критике извне. Поэтому для появления элементов самокритики требуется создание таких условий, когда необходимость критического отношения к себе становится очевидной и самому ребенку.
При каких условиях ребенок согласится с объективной критической оценкой и что именно следует критиковать? Подходящими для этого являются результаты продуктивной самостоятельной деятельности детей – конструирования, рисования, лепки. Постройки, рисунки, фигурки из пластилина могут сохраняться в течение достаточно длительного времени. Их видят и сам ребенок, и другие люди. Их можно обсудить и оценить с разных точек зрения. Необходимость в критической оценке вызвана тем, что дети не склонны критически относиться к продуктам своей деятельности и всегда довольны собственным результатом, т.е. внутренний стимул для самокритики у них отсутствует. Замечания взрослых по поводу результатов своей деятельности дети часто истолковывают как плохое отношение к себе.
Так, детям пятого года жизни сказали, что взрослый, увидев в группе нарисованный одним из детей домик, сказал, что он некрасивый. Затем детей спросили, почему так сказал взрослый и какой он – добрый или злой. На первый вопрос все ответили, что у домика, наверно, не было окон, дверей и т.п. При этом дети были уверены, что сказавший это взрослый – злой. И это несмотря на то, что в рисунке были явные недостатки.
Дети четвертого года не желают признавать недостатки своей работы и принимать критику. Основным условием согласия ребенка с критической оценкой взрослого и последующей критической самооценки является различение ребенком общего положительного отношения взрослого к нему лично и критики конкретного результата его деятельности.
Нетрадиционные формы урока на
среднем этапе обучения
До недавнего времени грамматика и фонетика часто изучались параллельно с лексикой и независимо от нее. Одним из важных прогрессивных принципов современной методики как раз является органическая связь лексики с грамматикой и фонетикой. Как нельзя усваивать лексику, не изучая одновременно грамматичес ...
Методические рекомендации для учителей английского языка по включению
виртуальных туров в процесс обучения монологической речи
На основании исследования проблемы формирования, отработки и совершенствования, а также контроля навыков разговорной речи на уроках иностранного языка, нами были разработаны методические рекомендации для учителей английского языка по включению виртуальных туров в процесс обучения монологической реч ...
Выявление уровня сформированности навыков разговорной речи глухих учащихся
первого класса
Выявление сформированности навыков разговорной речи у глухих первоклассников осуществлялось двумя способами: во-первых мы получили интересующую нас информацию из карты наблюдения и во-вторых в ходе выполнения задания. Использование карты наблюдения. На каждого ребенка поступающего в нашу школу, с п ...