Выделение в предмете главных деталей.
Выделение в предмете главных деталей не просто дополнительная задача, возникающая при обследовании предмета. Это новый подход к восприятию всего предмета.
Вначале дети рассматривают предмет как единое целое. Они воспринимают общую форму предмета. Теперь этого уже недостаточно. Ребёнок должен выделить в предмете основные детали, научиться соотносить их с целым.
Выделение существенных и характерных признаков предмета.
Прежде всего, оговорим то, что мы будем понимать под существенными, а что под характерными признаками предмета.
Существенными признаками мы будим называть те, которые определяют отнесение предмета к той или иной группе. Так, если мы видим прямоугольную доску с ножками, мы знаем, что это стол. Если же мы видим прямоугольную доску, расчерченную на чёрно-белые клетки, мы узнаём в ней шахматную доску. Следовательно, существенными признаками стола будут доска и ножки, существенным признаком шахматной доски – клетки.
С другой стороны, каждый предмет имеет свои характерные признаки, по которым его можно отличить от других предметов того же назначения. Например, существенным признаком всяких часов будут стрелки и цифры. Но одни часы круглые, маленькие, ручные, другие – квадратные, третьи снова круглые, но большие, настольные и имеют подставку (по форме, величине, цвету).
Задача заключается в том, чтобы, не разбивая целостного восприятия предмета, его формы, величины, определяющего цвета, научить детей видеть в каждом предмете, с одной стороны, его существенные признаки, без которых он теряет свою предметную отнесённость, а с другой – выявлять конкретные черты, характерные признаки, позволяющие воспринять именно этот предмет со всеми его индивидуальными отличиями.
Расчленение сложной формы.
Выделение существенных признаков и характерных деталей – один путь движения от глобального, нерасчлененного восприятия к конкретизированному. Другой путь – путь расчленения сложной формы и сравнения отдельных частей с известными детям геометрическими формами. Здесь могут быть два разных случая. Первый – когда предмет имеет общие очертания, которые целиком можно сравнить с геометрической формой. Таким предметом является, например, игрушечная рыбка. В целом она похожа на овал. Но этот овал можно как бы разложить на части – расчленить, и каждая из этих частей, в свою очередь, будет походить на какую-либо геометрическую форму (голова – на полукруг, хвост и плавники – на треугольники). После этого восприятие станет более детальным, полнее отразит воспринимаемый предмет.
Второй случай – предмет в целом не имеет ярко выраженной геометрической формы. Он состоит из нескольких хорошо отчленённых друг от друга частей, каждая из которых может быть сравнена с каким-либо графическим образом. Таким предметом является, например, игрушечный мишка (голова круглая, тело похоже на овал, лапы – на прямоугольники, уши – на треугольники).
Особенно большое значение приобретает при таком расчленении и сравнении то, что дети должны определять, чем предмет или части предмета отличаются от геометрических форм, на которые они похожи.
Обобщённое восприятие формы.
Эта задача относится уже не только к сфере сенсорного, но и к сфере интеллектуального развития. Она требует выделения в качестве общего признака формы большинства предметов, сделанных руками человека, их прямолинейности, угловатости (дом, кубики, флаг, поезд, грузовик, аквариум, книжки, шкаф и т.д.), а в качестве общего признака большинства растений и животных и имитирующих их игрушек – округлости (яйцо, яблоко, овощи, цветок, рыбка, птичка, ягоды, зайка, мишка, кошка, черепаха и т.д.) геометрический педагогический дошкольник фигура
Включение интеллектуального действия – обобщения – в восприятие позволяет создать как бы обобщённый эталон, дающий необходимую коррекцию при сопоставлении форм реальных предметов с геометрическими. Так, например, утка живая, – значит, формы у неё округлые. И хотя хвост у утки похож на треугольник, но отличается именно плавностью, округлостью.
М.М. Безруких [5], В.С. Мухина [17] отмечают, что восприятие ребёнка на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Таким образом, В.С. Мухина указывает на то, что: "об изменении действий восприятия на протяжении дошкольного возраста можно судить, наблюдая за тем, как дети разных возрастных групп знакомятся с новыми для них предметами. Трехлетние дошкольники, когда им дают новый предмет и просят рассказать, какой он, определить, для чего он может служить, сразу же начинают действовать с предметом, манипулировать им. Попыток рассмотреть или ощупать предмет у них не наблюдается; на вопросы о том, каков предмет, дети не отвечают. Дети четырех лет уже начинают рассматривать предмет, но делают это непоследовательно, несистематически, часто переходя к манипулированию. При словесном описании они называют только отельные части и признаки, не связывая их между собой.
Определение эмоций
Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта (Психология: Словарь, 1990). Каждая эмоция состоит из двух комп ...
Особенности развития творческих способностей нормально развивающихся
старших дошкольников
Старший дошкольный возраст – возраст, в который активное воображение приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. [21,37]. Процесс творческого ...
Тематический план и методические рекомендации к проведению практических занятий
Практические занятия чаще всего являются продолжением лекционных форм обучения и служат для осмысления и более глубокого изучения теоретических проблем, а также отработки навыков использования знаний. Практическое занятие даёт студенту возможность проверить, уточнить, систематизировать знания, овла ...