Результаты сравнительного анализа содержания программных задач выявили следующее:
- программные задачи трёх программ несколько отличаются. В "Дитине" названия объёмных фигур (шар, куб) введены уже во второй младшей группе. В "Малятко" и в "Я у Світі" ознакомление детей с этими объёмными фигурами, в том числе и цилиндром, включено в содержание задач средней группы;
- различие фигур по словесному описанию является задачей программы средней группы ("Дитина"). В программе "Малятко", как и в программе "Я у Світі" делается акцент на обучение детей сравнению предметов с эталонами форм.
Реализацию программных задач можно условно разделить на несколько этапов:
1. Различие геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.
2. Сопоставление формы предметов с эталонами геометрических фигур.
3. Словесное определение формы предметов.
В 2009 году вышла новая программа "Я у Світі", которая содержит задачи логико-математического развития, в том числе и задачи ознакомления с формой, они представлены в таблицах 1.2., 1.3.,1.4.,1.5.,1.6. [1].
Однако в отличие от программ "Дитина" и "Малятко" материал "разбросан" по сферам жизнедеятельности.
Таблица 1.2. Сфера жизнедеятельности "Природа". (младший дошкольный возраст)
Формы активности |
Показатели проявлений. |
Познава-тельная |
Логико-математические. Различает по величине, цвету, форме растения, животных, людей; группирует их по одному из признаков; подбирает пару по аналогии; обследует объекты природы двигательно, тактильно, зрительно; замечает существенные отличия, ориентируется в основных направлениях движения (вперед, назад, вверх, вниз) и положении объекта природы (на, под, за, рядом, высоко, низко); ориентируется в основных направлениях движения, расположении объектов. |
Таблица 1.3. Сфера жизнедеятельности "Культура". (младший дошкольный возраст)
Формы активности |
Показатели проявлений. |
Познава-тельная |
Логико-математические. Находит и отделяет знакомые и незнакомые предметы в окружающей среде; имеет представления о величине, форме, цвете предметов ближайшего окружения; ориентируется в их объёме (шар, куб) и их фактуре (мягкий, твёрдый, пушистый, колючий); размышляет (внутренний план мышления); сравнивает множества предметов наложением, прикладыванием; устанавливает соответствие – несоответствие (много, мало, столько же, поровну, больше – меньше); ориентируется во времени (сначала, теперь, скоро, потом, долго). |
Направления воспитывающей деятельности,
способствующие гармоничному развитию личности ребенка 7-10 лет
Исходя из реальных функций, возможностей школы самбо, можно обозначить направления воспитывающей деятельности: учебно-тренировочные занятия; психологическое сопровождение; социально-педагогическая поддержка; организационно-массовая работа. В современной жизни, как никогда ранее, физическая культура ...
Состояние вопроса в практике школ
В осуществлении политехнического обучения учителя химии уже добились некоторых положительных результатов. Многие учителя на уроках химии систематически обращают внимание на применение химии в практической жизни, знакомят учащихся с важнейшими химическими производствами, проводят экскурсии на местны ...
Кризисность образования
Вступая в XXI век, необходимо четко и осознанно представлять, какими должны быть социальное образование и специалисты, выпускаемые высшей школой в ближайшее и отдаленное будущее. Какие бы оценочные суждения не давались уходящему XXI веку, все наиболее значимые его достижения так или иначе связаны с ...