Характеристика методов передачи и усвоения учебной информации

Развитие образования » Методика изучения раздела "Художественно-прикладное творчество 10 класс" » Характеристика методов передачи и усвоения учебной информации

Страница 3

На занятиях могут быть использованы запись радио и телепередач по истории науки и техники, рассказы о достижениях современных технологий, выступления ученых и производственников.

Таким образом, для проведения урока преподаватель может избрать словесные методы, применение которых наиболее приемлемо для конкретного случая.

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:

· информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;

· организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

· позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;

· стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

· позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь применяют

Ø следующую примерную методику:

Ø показ трудового процесса в рабочем темпе;

Ø показ его в замедленном темпе;

Ø показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости — изолированный показ отдельных сложных движений;

Ø заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме;

Ø проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.

Речь учителя во время показа не должна быть многословной, так как в процессе демонстрации всякое пояснение имеет лишь вспомогательное значение.

Самостоятельные наблюдения учащихся как метод трудового и производственного обучения применяются при длительном изучении процессов производства в реальных условиях. Этот метод может быть использован для изучения хода технологического процесса, режимов работы, действия машин, аппаратуры и т.п. Для получения требуемых результатов наблюдений обязательна соответствующая подготовка к ним: надо научить школьников наблюдать, развить у них определенные умения в осмыслении и фиксации наблюдений [14, с. 253 – 260].

Если наблюдения проводятся в заводских, производственных условиях или в условиях специально подготовленного показа, им должна предшествовать следующая организация:

· сообщение о цели и порядке наблюдений;

· выделение основных моментов, которые ученики должны усвоить;

· перечисление вопросов, на которые при подведении итогов наблюдения должны быть подготовлены ответы;

· предупреждение о возможных трудностях наблюдения, которые могут возникнуть;

· сообщение о форме, в которой должны быть отражены итоги наблюдений.

Завершать наблюдения может групповая беседа.

Практические методы различаются методикой их применения в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат. Правда, следует и учителю оценивать свою деятельность, чтобы, своевременно оказывая помощь ученикам, не превратить ее в излишнюю опеку. Практические методы направлены, прежде всего, на непосредственное познание действительности, и самостоятельность школьников должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий. На первых этапах обучения рекомендуется внимательно наблюдать за учащимися на всем протяжении упражнений и немедленно исправлять каждое намечающееся отклонение и ошибку. Однако по мере углубления в работу следует приучать школьников самим анализировать ее ход, своевременно подмечать все отклонения и знать, как недочеты и состояние инструментов в их применении могут повлиять на результат.

Страницы: 1 2 3 4

Воспитание гражданских и патриотических качеств у младших школьников музейными средствами
Для практического исследования нашей работы мы выбрали СШ № 2 г. Костанай, в которой с 2005 проводится программа по воспитанию гражданского самосознания младших школьников. В сентябре 2005 года набрали первый класс. По данным психологической службы в основном дети среднего уровня обучаемости, прояв ...

Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля
В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Проблеме самоконтроля посвящены исследования психолога В.В.Чебышевой, так автор под самоконтролем понимает "проверку и оценку собственных действий и их результатов ., используемых механизм ...

Социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
В предыдущей главе мы рассматривали особенности функционирования деятельности оздоровительных лагерей, социально-педагогический потенциал детского досуга. В настоящей главе мы рассмотрим социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях, а т ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru