На занятиях могут быть использованы запись радио и телепередач по истории науки и техники, рассказы о достижениях современных технологий, выступления ученых и производственников.
Таким образом, для проведения урока преподаватель может избрать словесные методы, применение которых наиболее приемлемо для конкретного случая.
В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.
Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.
Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:
· информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
· организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
· позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
· стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
· позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.
Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь применяют
Ø следующую примерную методику:
Ø показ трудового процесса в рабочем темпе;
Ø показ его в замедленном темпе;
Ø показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости — изолированный показ отдельных сложных движений;
Ø заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме;
Ø проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.
Речь учителя во время показа не должна быть многословной, так как в процессе демонстрации всякое пояснение имеет лишь вспомогательное значение.
Самостоятельные наблюдения учащихся как метод трудового и производственного обучения применяются при длительном изучении процессов производства в реальных условиях. Этот метод может быть использован для изучения хода технологического процесса, режимов работы, действия машин, аппаратуры и т.п. Для получения требуемых результатов наблюдений обязательна соответствующая подготовка к ним: надо научить школьников наблюдать, развить у них определенные умения в осмыслении и фиксации наблюдений [14, с. 253 – 260].
Если наблюдения проводятся в заводских, производственных условиях или в условиях специально подготовленного показа, им должна предшествовать следующая организация:
· сообщение о цели и порядке наблюдений;
· выделение основных моментов, которые ученики должны усвоить;
· перечисление вопросов, на которые при подведении итогов наблюдения должны быть подготовлены ответы;
· предупреждение о возможных трудностях наблюдения, которые могут возникнуть;
· сообщение о форме, в которой должны быть отражены итоги наблюдений.
Завершать наблюдения может групповая беседа.
Практические методы различаются методикой их применения в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат. Правда, следует и учителю оценивать свою деятельность, чтобы, своевременно оказывая помощь ученикам, не превратить ее в излишнюю опеку. Практические методы направлены, прежде всего, на непосредственное познание действительности, и самостоятельность школьников должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий. На первых этапах обучения рекомендуется внимательно наблюдать за учащимися на всем протяжении упражнений и немедленно исправлять каждое намечающееся отклонение и ошибку. Однако по мере углубления в работу следует приучать школьников самим анализировать ее ход, своевременно подмечать все отклонения и знать, как недочеты и состояние инструментов в их применении могут повлиять на результат.
Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая программа
Следующим шагом в исследовании стал формирующий этап, целью которого является развитие межличностных отношений старших дошкольников с использованием развивающей программы. Назначение программы: Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6 лет), имеющих трудности в межли ...
Учитель права современной школы
Преподаватель права — один из важных субъектов обучающего процесса, от которого зависит, насколько грамотно и верно будет организовано правовое обучение и воспитание. Значит, стремление каждого родителя найти своему ребенку хорошего учителя не случайно, ведь именно он порой оказывает заметное влиян ...
Классические шкалы оценки
знаний
Классическая теория тестирования (Clasical Test Theory — CTT) изначально создана для интерпретации диагностических процедур. Эта теория создавалась под чисто прикладные задачи, поэтому некоторые предположения, используемые в основаниях этой теории, необходимо прояснить, тем более что в литературе э ...