Организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений как актуальная психолого-педагогическая проблема

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений как актуальная психолого-педагогическая проблема

Страница 3

Наряду со школой важная роль в развитии интеллектуальных способностей учащихся принадлежит семье, характеру взаимоотношений между ребенком и его окружением, поскольку значительную часть времени ребенок проводит именно внутри семьи или среди своих друзей, сверстников, которые также могут способствовать его развитию или, наоборот, тормозить его.

Анализируя личности уже состоявшихся ученых, В.С. Мухина пришла к выводу, что определенную роль в формировании выбора научной карьеры приписывают их изоляции в возрасте от 8 до 11 лет от родителей. В.С. Мухина предполагает, что в этих условиях ребенок привыкает к одиночеству: это способствует развитию самопознания, самостоятельных суждений, что так важно для ученого [Мухина 2006: 126].

Но, по мнению В.С. Мухиной, важна не столько изоляция, сколько отношения в семье. В неблагоприятной эмоциональной среде, в которой ребенок отделен от родителей, стимулируется самостоятельность и инициативность. Кроме того, по некоторым данным значительная часть ученых вышла из семей с индивидуалистическими наклонностями и нонконформизмом, в которых нет авторитарных традиций, и родители не требуют от детей беспрекословного послушания. Творчески одаренные люди чаще всего имели родителей, которые с самого рождения проявляли глубокое уважение к личности ребенка и веру в его способность к самостоятельным поступкам. Благодаря этому у детей была свобода поведения [Мухина 2006: 126].

Многими исследователями также отмечается и роль «научного родителя». Общение с научным руководителем позволяет усвоить его взгляды на мир, на роль и характер научного исследования, уровень работы, стандарты требовательности и то, что называется «научным вкусом».

К сожалению, не каждый учащийся среднего общеобразовательного учебного заведения попадает в благоприятные условия для собственного личностного развития и имеет возможность общаться с талантливым учителем исследователем. Исследовательская деятельность многих школьных учителей пока еще носит формальный, принудительный характер. Кроме того, школьные исследования обладают определенной спецификой, которой должен владеть педагог, занимающийся организацией исследовательской деятельности в школе. По мнению О. Головко, школьная исследовательская деятельность – это совокупность элементов, связей и отношений в конкретной научной области, направленных на решение актуальной проблемы. В отличие от научного, учебное исследование характеризуется созданием особых условий, при которых учащиеся исследуют уже известные объекты, свойства и явления окружающей действительности. В то время как научное исследование-либо модернизация уже имеющихся научных открытий, либо – новое открытие [Головко 2003: 248].

В своей статье о психологическом смысле исследовательской деятельности для развития личности В.С. Мухина подчеркивает, что по результатам исследований американских и российских ученых, в системе образования, предоставляющей мало возможностей для проявления самостоятельности мысли, гибкости и оригинальности мышления, благоприятные для развития условия часто не увеличиваются, а снижаются.

Для учащихся исследовательская деятельность – это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Поэтому поисковая исследовательская деятельность способствует выявлению степени одаренности и творческих способностей школьников. Кроме того, как считает Д.Б. Богоявленская, если педагог может сформировать у учащимся стойкий интерес к исследовательской деятельности, то он развивает их творческие способности [Богоявленская 2006: 50]. Д.Б. Богоявленская, проанализировав тесты Дж. Гилфорда, П. Торренса, Спирмена и другие психодиагностические методики креативности, ставит под сомнение их валидность и отмечает отсутствие четкого теоретического представления о психологической природе тестируемого качества [Богоявленская 2002: 64–65].

Н.И. Дереклеева, цитируя слова А.Н. Колмогорова, утверждает, что не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия в самой маленькой поисковой исследовательской деятельности [Дереклеева 2001: 3].

Страницы: 1 2 3 4 5

Задачи детского сада по формированию словаря детей
Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возмо ...

Основные идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах: 1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях. 2. Педагогика по сути своей есть об ...

О сущности образования в «Школе жизни»
Для определения целей образования «Школы жизни» следует пояснить содержание базисных понятий - Воспитание и Образование, так как бережное воспитание открывает путь к правильному образованию. В теории гуманно-личностного подхода к детям содержание этих понятий подвергается обновлению: в них восстана ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru