Уже век тому назад об этом говорил С.Л. Рубинштейн «существуя не помимо и не вне их, а в них, субъект, определяясь своими деяниями, этим самоопределяется» . Т.е. «субъект не стоит «за» своими деяниями, не выражается и проявляется в них, а в них порождается. Поэтому осуществление исследовательской деятельности порождает исследователя. Не испытав чувства творчества, не может появиться и потребность в нем.
Однако проблема организации исследовательской деятельности учащихся и выявления одаренных учеников носит многоаспектный характер. Учитывая этот факт, государственная система работы с одаренными детьми включает в себя несколько уровней:
– школы с разработанной системой выявления и развития одаренности своих учеников, имеющие в своем штате психолога, который может дать рекомендации по созданию индивидуальных условий, учитывающих особенности того или иного ребенка и вести специальную работу с учителями и родителями;
– центры каникул для одаренных детей способны дать мощный импульс интеллектуальному развитию ребенка, повысить мотивацию в саморазвитии;
– внешкольные кружки, студии, творческие мастерские, НОУ дают возможность реализовать интересы, выходящие за рамки школьной программы;
– общественные объединения и ассоциации, дополняющие имеющиеся государственные структуры и способные гибко и оперативно реагировать на возникающие проблемы. Они объединяются во Всемирный Совет по образованию одаренных детей;
– работа по профессионализации одаренных детей, когда они продемонстрировали способности в какой-либо области и стали получать до окончания школы интенсивную профессиональную подготовку в этой области. Типичный пример – музыканты-исполнители, способности которых проявляются часто очень рано, и которые в детском возрасте выступают с концертами;
– разъяснительная работа с родителями по реализации способностей их детей и т.д.
Наиболее важным из перечисленных уровней, несомненно, считается школа. Основная задача школы – включение одаренного ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Эта задача облегчается при том условии, что учителя являются носителями традиций науки и исследовательской деятельности, передавая ее в межличностном взаимодействии ученикам.
По мнению А.В. Леонтовича, под исследовательской деятельностью учащихся понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [Леонтович 2003: 134]. Данное определение нуждается в конкретизации.
Во-первых, мировоззрение формируется у обеих сторон социокультурного взаимодействия, как у учащихся, так и у педагогов, потому что в межличностном общении обе стороны претерпевают взаимное воздействие.
Во-вторых, нельзя говорить об идеалистической равносильности или равнозначности двух сторон взаимодействия (хотя нужно отметить их равенство на ценностном уровне как личностей). Наука не может существовать на системе догматов, она для развития пользуется накопленным опытом. Учитель в данном случае выступает именно как носитель опыта организации деятельности, а не как источник «знаний в последней инстанции».
В-третьих, так как обе стороны взаимодействия являются субъектами, то есть активными деятелями, то позиция того, кого ведет учитель, не позиция пассивно ведомого, а позиция самостоятельно «идущего за ведущим». В исследовании происходит не пассивное восприятие сведений, а активное взаимодействие благодаря взятию на себя конкретно-функциональных обязанностей каждой из участвующих сторон [Леонтович 2003: 132].
А.В. Леонтович рассматривает исследовательскую деятельность не только в конкретно-организационных рамках работы над заданной проблемой и написании учащимся исследовательской работы, а шире. Пользуясь словами С.Л. Рубинштейна, он придерживается позиции, что учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником». Таким образом, задача педагога понимается в создании гипотетико-проективной модели формирования развивающей среды для учащихся (контекста развития). Именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности школьников, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской, творческой позиции [Леонтович 2003: 131].
Творческая деятельность школьников на уроках информатики. Развитие
творческой активности
В данном параграфе проведен анализ компонентов творческой деятельности учащихся на уроках информатики. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не тол ...
Реализация здоровьесберегающих образовательных
технологий в учебном процессе
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Существует более 300 определений понятия "здоровье&qu ...
Распределение родительских ролей по уходу за детьми с ограниченными
возможностями
Адаптация семей к ограниченным возможностям детей часто происходит за счет выполнения родителями традиционных семейных ролей. Исследование показывает, что отцы, как правило, имеют оплачиваемую занятость и исполняют роль кормильцев (97%), а матери - “домохозяек” (72,4%). Разделение занятости отцов и ...