Основные тенденции развития алтайской национальной школы в 1946-1958 гг

Развитие образования » Национальные школы Сибири и введение в педагогику. Родной язык в педагогике Сибири » Основные тенденции развития алтайской национальной школы в 1946-1958 гг

Страница 2

Из таблицы видно, что в первое послевоенное десятилетие в Горно – Алтайской автономной области закрылось 30 начальных алтайских школ, десять начальных школ были переведены в категорию семилетних. Четыре средних смешанных школы (Усть – Канская, Шебалинская, Онгудайская и Эликманарская) образовались из семилетних национальных школ. Первая алтайская национальная средняя школа начала функционировать 5 августа 1949 г. в г. Горно – Алтайске на материальной и учебно – методической базе Ойротского национального рабфака.

Вместе с тем в середине 1950 – х гг. в Горном Алтае остро обозначилась проблема обратного порядка – нехватки ученических мест для приема нарастающего числа учащихся послевоенных годов рождения. Полагаем, что данная ситуация возникла из – за отсутствия демографического анализа в перспективном аспекте и учета местными органами власти опыта 1920 – 1930 гг., когда открытие национальных школ ориентировалось не на фактическое количество детей, а на ожидаемый рост числа школьников всех ступеней обучения.

В целом, проявились тенденции развития содержания образования в алтайской национальной школе 1946 – 1958 гг.: проявление инициативы и творчества педагогов в поиске адекватных методических приемов политехнического обучения и воспитания школьников, учет в педагогическом процессе индивидуальных особенностей учащихся, пополнение фонда оригинальной и переводной учебной литературы, повышение образовательного уровня школьников, совершенствование воспитательной работы, расширение и укрепление взаимодействия школы с жизнью. Однако школа этих лет по – прежнему испытывала недостаток в обеспечении программно – методическими материалами и наглядными пособиями, учебным оборудованием для семилетних и средних школ. Снизилось качество знаний учащихся и сохранялось второгодничество, вызванное слабой общеобразовательной подготовкой подростков, прервавших обучение в годы войны.

Наряду с этим в развитии образовательного процесса национальной школы нарастали нежелательные тенденции сокращения бюджета учебного времени на родной (алтайский) язык и литературу, постепенного снижения статуса алтайского языка как языка преподавания, изменения мотивации в изучении родного и русского языков в пользу последнего. Данная ситуация сложилась как следствие прагматического понимания взрослым алтайским населением доминирующих позиций государственного языка в науке, культуре и профессиональном образовании. Закон Верховного Совета СССР "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" от 24 декабря 1958 г. официально подтвердил право родителей самостоятельно выбирать школу и язык обучения своих детей. С этого момента дальнейшее изучение учащимися – алтайцами родного языка осуществлялось не в обязательном порядке, а добровольно, по волеизъявлению их родителей, что в последующие годы привело к частичной, а иногда и полной утрате алтайцами родного языка и к русскоязычию алтайской национальной школы.

Важнейшей проблемой послевоенной школьной системы Горного Алтая явилось повышение уровня квалификации учителей, большинство которых не имели образования даже в объеме семилетней школы. Например, в 1945 – 1946 уч. г. из 266 учителей – алтайцев 160 человек имели начальное образование, 100 – неполное среднее и 6 – среднее образование.

Как показал анализ источников, основными тенденциями профессиональной подготовки педагогов данного периода явились совершенствование образовательного процесса в Горно – Алтайском педагогическом училище, национальном рабфаке, на курсах учителей – предметников, повышение уровня общего и профессионального образования сельских учителей через систему заочного обучения, закрепление достижений методической службы. В 1946 – 1947 уч. г. на заочном отделении педучилища числилось 339 человек.

В национальном рабфаке за 1945 – 1949 гг. получили общеобразовательную подготовку 156 человек, составившие первые ряды студенчества открытого в 1949 г. Горно – Алтайского учительского института. Двухгодичное обучение в этом институте давало его выпускникам неоконченное высшее образование и право работать в семилетних школах области. Первый выпуск института состоялся весной 1951 г. в составе 115 человек – учителей родного (алтайского) и русского языков, литературы, физики и математики, естествознания и географии. За три года институт подготовил 356 специалистов, в том числе 49 учителей – алтайцев.

Страницы: 1 2 3

Воспитательная роль сочинений и изложений
С о ч и н е н и я в школе занимают особое место: им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную работу, планируемую учителем. Сочинения и рассказы ...

Результаты исследования влияния дидактических игр на развитие внимания учащихся 5 классов
Педагогический эксперимент чаще всего преследует цель проверки эффективности различных педагогических воздействий (методы, приемы, формы организации учебной или воспитательной работы). Это значит, что с помощью эксперимента может и должна быть установлена причинная связь между проверяемыми педагоги ...

Обоснование проблемного подхода, реально значимого для учащихся
Каким образом обосновать применение реального проблемного подхода в обучении географии? Здесь можно выдвинуть, по крайней мере, три причины. Во-первых, становится все более очевидным, что умение решать проблемы играет важнейшую роль в жизни граждан любой национальности, будь то высокоразвитые или р ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru