Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых звук с
находится в определенной позиции: в начале слова: сани, совы, солома, сад, сын, сом, суп, сук, сапоги, салют, самокат, сабля, судно, стакан, скала, солонка, стул, скамейка, стол; в середине: оса, бусы, усы, весы, косы, колесо, фасоль, колбаса, лист, куст, мост, паста, маска, каска, доска, леска, хвост, лепесток, капуста; в конце: нос, пес, лес, колос, навес, пояс, овес, фикус, ананас, поднос, глобус, автобус, гладиолус, кекс, кактус, компас; а также картинки с двумя звуками с
в названиях: сосулька, соска, пылесос, насос, космос и др.
С отработанными словами воспитатель вместе с ребенком придумывает предложения, проговаривает их, выделяя звук с
, и записывает под соответствующей картинкой в его тетради, например: У Сони новые сани. У сосны сухой сук. В саду стоит скамейка и др.
После автоматизации звука свызывают путем подражания звук с'.
Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю. При этом воспитатель просит ребенка шире улыбнуться, так как оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука. После того как будет усвоено правильное произношение слогов, можно переходить к словам. Вначале подбираются слова, в которых звук с стоит первым: сито, сено, сети, село, семена, семь, сифон, седло, сетка, семья, селедка, снег, свет, свисток, стена, слива, сметана, свекла, свинья; затем слова, в которых с' находится в середине: осина, песик, осень, восемь, кисель, осел, десять, василек, лисенок, такси, кости, костюм, гости, сосиски, апельсин, лесенка, велосипед, насекомое, бусинка, беседка, тесемка, письмо; и, наконец, слова, которые заканчиваются этим звуком: лось, гусь, карась.
С отработанными словами воспитатель придумывает предложения, например: Сима и Сеня весело смеялись. У Севы в сетях семь сельдей. Степан сеял семена свеклы.
Добившись правильного произношения звука з
, можно приступать к его автоматизации в словах: звук находится в начале слова: зубы, запятая, завод, завиток, занавес, зонт, здание, зайка, заколка, зубастый, запонки, замок; в середине слова: мимоза, глюкоза, слезы, гильза, коза, глаза, ваза, тазы, мозаика, незабудки, сазан, газон, кузов, кузовок, вокзал, изба, гнездо, азбука, узлы. Слова со звуком зв конце не используются, так как он в этой позиции оглушается и звучит как с
.
С отработанными словами воспитатель составляет предложения, например: У Зои заболели зубы. Запонка закатилась за вазу. Лиза забыла у Зои зонт и др.
После автоматизации звука звызывают путем подражания звук з'
. Вначале берутся слоги: зи, зя, зе, зё, зю. Далее переходят к словам в такой последовательности: звук з' находится в начале слова: зелень, земля, зима, земляника, звено, звезда, змея; в середине: мази, полозья, гвозди, вазелин, изюм, бензин, лобзик, лазейка, обезьяна, гвоздика, газета, лезвие, тазик, козел.
С отработанными словами воспитатель придумывает предложения, например: У Зины зимой зябнут ноги. По земле ползет змея. Зина везет зелень козе и др.
Автоматизация звука цначинается с произнесения слов, где он стоит на конце (в этом случае детям легче произносить его более четко, коротко): боец, пловец, палец, танец, певец, птенец, заяц, отец, месяц, мизинец, леденец, колодец, младенец, голубец, кузнец, миноносец, гостинец, песец; потом в середине: лицо, яйцо, овца, кольцо, солнце, птица, блюдце, больница, лестница, синица, улица, мельница, певица, бубенцы, мотоцикл, пуговица, единица, гусеница, полотенце, луковица, мыльница. Далее вводят слова, в которых ц
Особенности рисунков старших дошкольников с ЗПР
Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образо ...
Аскетическая установка
Здесь можно выделить две её основы: первая – отрицательное отношение к половой жизни как таковой, вторая – стремление уберечь ребёнка «до поры» от всяческих соблазнов. У родителей, чаще у матери, в силу различных причин складывается отрицательное отношение к половой жизни. Нередко оно связано с соб ...
Цели и задачи школьного курса информатики
Общие цели обучения информатике определяются с учетом особенностей информатики как науки, ее роли и места в системе наук, в жизни современного общества. Рассмотрим, как основные цели, характерные для школы в целом, могут быть отнесены к образованию школьников в области информатики. Образовательная ...