Лето – это период, наиболее благоприятный для интенсивного обмена между детьми духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами, тщательно оберегаемыми от внимания и возможного вмешательства взрослых.
Лето – это встреча с настоящей, не загнанной за ограды, природой. Человек как часть природы всегда стремиться в лес, в горы, на берег моря, реки или озера, где он всегда чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Не случайно, санатории, пансионаты, дома отдыха, детские лагеря строятся в самых красивых местах. Созерцание красот природы, жизнь среди них оказывает позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние отдыхающего: стимулирует жизненный тонус, успокаивает нервную систему, создает условия для восстановления физических и психических сил. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку они успокаивают его, снимают стрессы.
Лето – это пора самых продолжительных каникул, это целая эпоха в жизни каждого ребенка. Дети мечтают об интересном отдыхе, летних приключениях, встречах с новыми друзьями и задолго до окончания учебного года задумываются о том, где и как отдохнуть летом, где и как отдохнуть летом. Вариантов здесь много: дача, зарубежная поездка с родителями, отдых с родителями же в санатории или доме отдыха; можно просто поиграть с друзьями во дворе или посещать лагерь при своей родной школе. Но наиболее демократичным и доступным способом организации детского отдыха летом является поездка в летний оздоровительный или профильный лагерь.
Это таит в себе целый ряд уникальных возможностей для ребенка:
- приобрести опыт самостоятельности в условиях, когда ситуация совместного проживания со сверстниками, вдали от дома и опеки родителей позволяет ему освоить способы сотрудничества со сверстниками, пробрести опыт по самообслуживанию, сформировать умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, тем самым ощутив, хотя бы на время, вкус свободы как осознанной необходимости управлять собой в четко обозначенных лагерными порядками пределах;
- возможность цивилизованно развлечься и отдохнуть, освоить современные формы организации отдыха, сформировать умения развлекать и развлекаться, заложить основы культуры отдыха, развлечений, досуга;
- приобрести опыт участия в процессах демократизации нашего общества. Детям с разными уровнями воспитанности приходится соизмерять свои индивидуальные привычки с нормами и правилами общественной жизни, обязательными для всех, и учится вырабатывать эти нормы и правила в сотрудничестве с другими на основе принципов демократии, осваивая на практике способы самоуправления;
- получить возможность искреннего, дружеского общения со взрослыми. Взаимоотношения с вожатыми для многих детей в лагере, складывающееся в ходе успешной совместной жизнедеятельности, постоянного сотрудничества и взаимопомощи, - совершенно новый вид отношений со взрослыми, который многим отдохнувшим хочется продолжать и после окончания лагерной смены;
- возможность раскрыть собственные потенциальные возможности в различных видах деятельности и общения, завоевать уважение сверстников и взрослых за добрые дела, которые успел совершить за столь короткое время, приобрести новые интересы, ощутить востребованность уже имеющихся умений;
- приобрести опыт оздоровления и самооздоровления в ситуации непосредственной близости к природе;
- отдохнуть от утомительного учебного труда, избавиться от усталости, накопленной за девять месяцев каждодневного освоения новых знаний на уроках и выполнения домашних заданий, в ситуации свободного выбора домашних заданий, в ситуации свободного выбора форм времяпровождения.
Лето – это не только сезон года, а важный, уникальный этап, период, фрагмент не останавливающегося потока детской жизни. Как писал Юзефавичус: «Следует иметь в виду, что в свое лето дети приходят со всем разнообразием индивидуального житейского опыта всей своей предшествующей жизни и со всем разнообразием личностного отношения к ней в целом и к отдельным ее проявлениям в частности. Так или иначе, лето в силу своей специфики, как лакмусовая бумажка, проявляет со всей определенностью и этот опыт и это отношение». [41]
Педагогическая значимость праздников и досугов
Однако истоки праздничного действа связаны с противопоставлением праздника обычным дням - будням. В.Н. Топоров отмечал, что целью праздника было достижение оптимального состояния его участников от полноты мира и (или) Богоощущения до восстановления некоторого среднего, нейтрального обыденного уровн ...
Методика формирования обобщенных представлений у детей старшего дошкольного
возраста о диких животных
Детей шестого года жизни продолжают знакомить с особенностями жизни диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, еж): где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке (еж натаскивает осенние листья и зарывается в эту подстилку, лисица прячется зимой в пустующ ...
Социально-педагогический потенциал детского досуга
Лето – это период, наиболее благоприятный для интенсивного обмена между детьми духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами, тщательно оберегаемыми от внимания и возможного вмешательства взрослых. Лето – это встреча с настоящей, не загнанной за ограды, природой. Человек как часть п ...