Социально-педагогический потенциал детского досуга

Страница 4

Основные социально-педагогические потенциалы детского досуга:

1) в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

2) досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;

3) досуг предоставляет воспитанникам возможность саморазвиваться;

4) досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признания собственной личности;

5) в досуге реализуются притязания в общении.

Содержание досуга детей можно условно подразделить наряд групп.

Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).

Вторая – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п.).

Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т. д.).

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (смотры, конкурсы, туристические походы и т. п.).

Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенка.

Досуг детей может быть:

1) пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным);

2) организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени);

3) контролируемым и неконтролируемым;

4) коллективным и индивидуальным;

5) подражательным и творческим;

6) опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).

Устройство досуга в летнем оздоровительном лагере осуществляется в период лагерной смены. Она является основой деятельности лагеря. В этом понятии заключен основной педагогический смысл лагерной жизни, можно даже сказать, что вся жизнедеятельность лагеря фокусируется в лагерной смене . Приезжая в лагерь, дети приезжают на определенную смену. Детские впечатления от лагеря — это впечатления от конкретной смены, в которой был ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.

Смена — это очень точное название для периодов жизнедеятельности такой специфической педагогической системы, как детский лагерь, и такого специфического объединения, как временный детский коллектив. Почему? Потому что смена в лагере — это смена ребенком своего окружения, стиля жизнедеятельности, а порой и изменение себя. Для большинства взрослых смена — это тоже смена стиля жизни, смена привычных форм и методов работы (по своей сути, каждая смена должна отличаться от другой идеей, делами, оформлением и т. д.). Таким образом, смена в лагере — определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.

В структуре смены выделяют периоды (этапы), большинство авторов Шереш Г. Л. [39], Катович Н. К. [17], Тармола Т. Н. [32], Рожков М. И. [28] выделяют 3 этапа лагерной смены, мы рассмотрим более подробно периоды смены на основе разработок [38].

В структуре смены выделяют пять периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.

Во время подготовительного периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна. Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Особенности различных видов инвалидности
Согласно 0 от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». «Ограничени ...

Психологические основы обучения
Важнейшей составляющей целостного педагогического процесса выступает процесс обучения. Под процессом обучения понимается взаимодействие учеников и учителя, в ходе которого осуществляется, прежде всего, образование и вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности. Обучение – особый вид ...

Возрастные особенности дошкольников 3-7 лет
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются пер ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru